Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Имя прилагательное

§ 56. Описание природы

Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т. д.) или местности (сельской, городской), на фоне которой происходят изображаемые события.

326. Прочитайте текст. Что в нём описывается? Разделите текст на части. Озаглавьте его. Какую бы вы нарисовали иллюстрацию к нему? Спишите и подчеркните прилагательные как члены предложения. • Можно ли употребить синоним к выделенному прилагательному в данном предложении (см. слово в рамке)?

    Утро. Выглядываю в окно и (не)узнаю леса. Какое великолепие3 и спокойствие! Над глубок..ми, свеж..ми снегами, завалившими чащ.. елей, — син..е, огромн..е и удивительно нежн..е небо. Такие ярк..е, радос(?)н..е краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свеж..м снегом и зелён..м бором.4 Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно син..я. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотист..й солнечн..й свет.4 И сосны зам..рли под глубоким небом.

(По И.Бунину)

327. Прочитайте. Определите основную мысль описания. Как выглядят в заснеженном лесу кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей? Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину «леса в снегу»? Определите стиль текста.

    Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошённой земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

    Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы — если приглядеться, каждая имеет свою физиономию — прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

(В. Тендряков)

328. Прочитайте и озаглавьте текст. Разделите его на два абзаца. Определите основную мысль текста. Найдите описание неба. Спишите, расставляя недостающие запятые. • Как связаны последние два предложения?

    В дек..бре, если небо закрыто туч..ми, странно смеркает(?)ся в хвойн..м лесу, почти страшно: небо наверху становиться ровно лилов..м, свиса..т, опускает(?)ся и торопит спасат(?)ся а то в лесу скоро начнёт(?)ся свой, нечеловеческий порядок. Мы посп..шили домой обратно по своей утренн..й дорожк.. и увид..ли на ней свеж..й заяч..й след. Это знач..ло что зайцы3, у которых день наш считает(?)ся ночью, а ночь — их трудовой день, встали с лёжк.. и нач..ли ходить. Страши..е лилов..е небо в сумерках им было, как нам радостная утренн..я з..ря.

(По М. Пришвину)

329. Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днём) из окна вашего дома (класса). Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

 

 

???????@Mail.ru