1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: что нужно знать и уметь, чтобы успешно овладеть орфоэпическими нормами, то есть говорить правильно?
Для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении необходимо:
усвоить основные правила русского литературного произношения;
научиться слушать свою речь и речь окружающих;
слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;
осознанно сопоставлять своё произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочёты;
исправлять ошибки путём постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.
(Д. Розенталь)
2. В каком слове пишется -ться, а произносится [ц̅ъ]? В двух последних строках текста найдите два примера оглушения согласного звука.
3. Объясните, как вы понимаете смысл выделенной фразы.
Упр. 160. Учимся собирать и систематизировать информацию.
1. Вдумчиво прочитайте текст.
Попробуйте объяснить, какие трудности вы испытываете при чтении и понимании этого текста. Сделайте выводы.
Под ударением все гласные произносятся отчётливо, хорошо различаются. Такая позиция гласного звука называется сильной.
В словах, кроме ударного слога, есть безударный, который может находиться перед ударным слогом (предударный) или после ударного (заударный).
Например, в слове посягну́ть [пъс’иэгну́т’] есть два предударных слога: [иэ] — гласный первого предударного слога [и] с призвуком [э], [ъ] — гласный второго предударного слога. В слове коло́дец [кало́д’ьц] есть предударный и заударный слоги. Чем дальше слог от ударения, тем слабее гласный звук. Заударный слог всегда слабый.
Позиция гласного в безударном слоге называется слабой.
2. Рассмотрите таблицу «Трудные случаи фонетического разбора. Гласные звуки» (см. справочные материалы). Установите, какую строчку этой таблицы разъясняет прочитанный вами текст.
3. Используя указанную таблицу, затранскрибируйте слово молоко и поясните, какие гласные звучат в первом и во втором предударных слогах.