Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя прилагательное

§ 24. Употребление имён прилагательных в речи (окончание)

    Упр. 251

1. Запишите к данным словам синонимы и антонимы. Ка кой частью речи будут все эти слова?

2. Проверьте себя по словарикам синонимов и антонимов. Оцените, как вы выполнили первую часть задания.

3. Устно объясните смысловые различия между словами каждого синонимического ряда.

4. Определите, есть ли среди записанных слов такие, которые употребляются в разговорной речи.

    Упр. 252

1. Выразительно прочитайте данные предложения. Какие синонимы к слову иностранный в них использованы? Проверьте свои предположения по словарику синонимов.

    1) Не мешает заметить, что в разговор обеих дам вмешивалось очень много иностранных слов и целиком иногда длинные французские фразы. (Н. Гоголь) 2) Он видел, какими щегольски́ми заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тётушкам и сёстрам. (Н. Гоголь) 3) Спустя несколько месяцев в Доме дружбы был какой-то вечер встречи с зарубежными гостями. (Д. Гринин) 4) По всем иноземным морям и странам слава о нас идёт. (А. Прокофьев) 5) Она взглянула смеющимися глазами на робко вошедшего вместе с Максимом мальчика и на Иохима, который просил позволения послушать заморскую музыку. (В. Королей но) 6) Мы люди чужестранные, у нас забота есть, (Н. Некрасов)

2. Объясните лексическое зпачение выделенных слов. Выполните лексический разбор одного из них.

3. Выпишите прилагательные-синонимы, разберите их по составу и определите способ образования каждого из них.

    Упр. 253

1. Выразительно и правильно прочитайте стихотворение. Какое настроение оно передаёт?

    Всё мне мерещится поле с гречихою,
    В маленьком доме сирень на окне,
    Ясное-ясное, тихое-тихое
    Летнее утро мерещится мне.
    Чудится мне, будто песню печальную
    Мать надо мною поёт в полусне.
    Узкая-узкая, далъняя-дальыяя
    В ноле дорога мерещится мне.

            (Д. Кедрин)

2. Прочитайте вслух имена прилагательные. Докажите, что с помощью этих слов автор показывает, как приятны и дороги ему воспоминания о далёком детстве.

3. Назовите глаголы-синонимы, использованные в тексте.

4. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме

5. Объясните правописание прилагательных.

6. Сколько звуков обозначает буква ё в выделенных словах? Охарактеризуйте этот (эти) звук (звуки).

7. Выучите текст наизусть и запишите его по памяти.

    Упр. 254

1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 12) репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) «Сенокос» (1945 г.). Почему это произведение создаёт настроение ликующей радости? Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья?

Сенокос. Картина художника А. А. Пластова

2. Спишите текст, описывающий картину А. А. Пластова «Сенокос». Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Оцените роль прилагательных в данном описании.

    Июнь. Сенокос. Мы словно слыш..м, как звучит каждый цв..ток из этого (тыс..че) цветного букета и как звенят нежными а(к, кк)ордами с..реневые, голубые, л..зоревые, б..рюзовые, ж..лтые, ш..франные, (пунц..во) багря(н, нн)ые, пурпурные и золотые ко́леры. Мощно звучат трубы возн..сённых ввысь (бело) ствольных берёз, и, как а(к, кк)омпан..мент этой пол..фонии июня, ра(с, ссыпаются серебр..(н, нн)ой трелью ми(л, лл)ионы листьев.

            (По И. Долгополову)

3. Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении прилагательные для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.

4. Существует два варианта произношения выделенного слова. Какие это варианты? Проверьте свои предположения по орфоэпическому словарику.

    Упр. 225

Определите, в каком случае прилагательное употреблено в прямом, а в каком — в переносном значении. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное ис пользовано в переносном значении. Составьте предложения е этими словосочетаниями.

    1) Туманное утро — туманный намёк. 2) Каменный дом — каменное сердце. 3) Сердечная мышца — сердечный человек. 4) Лисья нора - лисья хитрость. 5) Железный забор — железная воля.

Возмите на заметку!

Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени перешли в разряд существительных, так как уже не обозначают признак, а называют предмет: часовой, столовая, ванная, закусочная, жарко́е, пирожное, парикмахерская, кладова́я, прачечная [ш], вселенная, запятая, набережная, мостовая и др. Такие существительные могут образовывать словосочетания по схеме новая столовая, удобная кладова́я, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т. п.

Многие слова в современном русском языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении Больной выздоравливал слово больной — существительное. А в предложении Больной мальчик выздоравливал выделенное слово — имя прилагательное (мальчик какой? больной).

    Упр. 256

1. Спишите текст. Как вы понимаете его основную мысль? Согласны ли вы с ней?

    Записал народ в свою книгу книг,
    Справедливость во всём любя:
    — Глупый больше требует от других,
    Мудрый — от самого себя.

            (Н. Рыленков)

2. Найдите прилагательные, которые употреблены в тексте как имена существительные.

    Упр. 257. Учимся собирать и систематизировать информацию

Ещё раз прочитайте текст упр. 238, Подготовьте пересказ третьей и четвёртой частей текста, иллюстрируя каждый абзац примерами из упражнений § 24.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru