|
|
|
Деепричастие
§ 45. Правописание не с деепричастиями (окончание)Упр. 515 1. Спишите, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните как члены предложения деепричастные и причастные обороты. По зелёной траве ск..льзила ч..рная тень. Быстро снижаясь над д..линой летел беркут. И сразу же мы увидели волка. Он бежал т..жёлым галопом стараясь достичь спасительного ивняка́. Выскочил волк прямо к прогалу где мы стояли. Он явно понимал, что это лучшее место спастись от орла, и стал боком не спуская с нас взгляда подходить ближе. Он тру́сил взвеш..вая с какой стороны опасность была наибольшей. Но видя в руках у нас только удочки приблизился почти впл..тную. Беркут полетел прочь. А волк стоял рядом с нами, похожий на затравл..(н, нн)ую смертельно уставшую собаку. Поводив глазами по́ небу волк неслышно шмыгнул в ивняки́. Покровительства слабых не ищут. Только к сильному при см..ртельной опасности льнёт всё живое. Человек в этом мире наивысшая сила, причём сила, (не) лиш..(н, нн)ая благородства. И это тонко чувствуют все настигнутые бедой. (В. Песков) 2. Прочитайте внимательно текст ещё раз и озаглавьте его. 3. Объясните значение выделенного слова, проверьте себя по толковому словарику. 4. Проведите орфографический анализ текста: а) обозначьте морфемы, в которых были пропущены буквы; б) к словам с проверяемыми орфограммами в корне подберите однокоренные: в) объясните правописание суффиксов; г) объясните правописание не с причастием, подберите самостоятельно подобный пример. Упр. 516 1. Спишите, заменяя данные в скобках глаголы деепричастиями. Восстановите пропущенные буквы и знаки препинания. Деепричастные и причастные обороты подчеркните как члены предложения. Море слилось с синим южным небом и крепко спит (отражать) в себе прозрачную ткань пе́ристых облаков, (не) подвижных и (не) скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем (желать) понять то, о чём шепчут (не) угомо(н, нн)ые волны сонно (всползать) на берег. Тихо вздыхает Раги́м-Оглы́, старый крымский чабан, высокий, седой, со(ж, жж)..(н, нн)ый южным солнцем... Мы с ним лежим на песке у громадного камня оторвавшегося от родной горы... На тот бок его который обращён к морю волны набросали тины, водорослей, и обвеша(н, нн)ый ими камень кажется привяз..(н, нн)ым к узкой песча(н, нн)ой полоске отделяющей море от гор. (По М. Горькому) 2. Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику. 3. Обозначьте суффиксы в словах с буквами н — нн; укажите часть речи этих слов. 4. Выполните синтаксический разбор двух именных и двух глагольных словосочетаний (на выбор). Упр. 517 Самостоятельно проверьте, как вы усвоили правило о слитном и раздельном написании не с деепричастиями. Для этого обратитесь к соответствующему материалу электронного приложения к учебнику, выполните упражнения и напишите диктант. Оцените свой труд и сделайте выводы.
|
|
|