Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя числительное

§ 51. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание (окончание)

    Упр. 619

1. Образуйте сложные прилагательные, первой частью которых будет форма числительного полутора. Запишите получившиеся словосочетания.

    1,5 года ребёнку; 1,5 тонны груза; 1,5 часа перерыва; минуты интервала.

2. Составьте три-четыре предложения с этими словосочетаниями.

1. Собирательные числительные образуют особую группу количественных числительных. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро.

2. Собирательные числительные склоняются, как прилагательные: Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

3. Собирательные числительные сочетаются:

  • с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей: трое мужчин, четверо маль чинов, двое друзей;
  • с именами существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, двое котят;
  • с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе: четверо саней, пятеро ножниц, двое суток, трое часов.

    Упр. 620

1. Запишите числительные вместе с существительными в указанных падежах.

    Трое цыплят (род. п.), пятеро друзей (тв. п.), шестеро щенят (пр. п.), четверо мужчин (род. п.), двое суток (тв. п.), трое буе (вин. п.), двое медвежат (род. п. и тв. п.), трое ворот (пр. п. и вин. п.).

2. Составьте два-три предложения с этими словосочетаниями; словосочетания подчеркните как члены предложения.

Возмите на заметку!

Собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода.

Можно сказать два ученика, двое учеников, но: две ученицы.

    Упр. 621

1. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Числа замените словами. Объясните, почему эти словосочетания являются именными.

    2 (ребята), 5 (болгарин), 2 (учительница), 3 (мужчина), 7 (котёнок), 6 (телёнок), 2 (сани), 3 (ножницы), 4 (сутки), 4 (солдат), 6 (подруга), 4 (студент), 5 (студентка).

2. С собирательными числительными двое, трое, четверо составьте и запишите предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

    Упр. 622

Запишите предложения, заменяя числа словами. Там, где можно, используйте слова полтора (полторы), полутора.

    1)Этому р..бёнку нет и 1,5 (год). 2)Об(?)явля..т(?)ся перерыв на 1,5 (час). 3) Он пут..шеству..т уже 1,5 (мес..ц). 4) Они б..жали с разрывом не более чем в 1,5 (м..нута). 5) Ему (не) хватило 1,5 (с..кунда), чтобы догнать своего соперника. 6) Самолёты вылетали с инт..рвалом в 1,5 (м.. нута). 7) Отправление поезда задерживается на 1,5 (час).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода и имеет в формах косвенных падежей гласную о.

Числительное обе употребляется с существительными женского рода и имеет в формах косвенных падежей гласную е.

    Упр. 623

Образуйте нужную форму от слов оба, обе. Запишите получившиеся именные словосочетания. Укажите падеж.

    С (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сёстрами, (оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят.

    Упр. 624

Используя слова два — пара - двое, составьте словосочетания с данными существительными. С какими словами не сочетается числительное два?

    Носок, чулок, ботинок, сапог, валенок, часы (наручные), сутки,зайчонок.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru