|
|
|
Причастие
§ 15. Описание внешности человека (окончание)97. Прочитайте и сравните два текста. В каком из них описание внешности дано в художественном стиле речи, а в каком — в официально-деловом? Прочитайте соответствующим тоном каждое из этих описаний. Спишите первый текст. Устно докажите, что выделенные слова - причастия. • Из второго текста выпишите слова с пропусками и со скобками, найдите устаревшие слова. 1. У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающ..мся рукаве, пр..подняв, точно защ..щаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях, в изорванных штанишках, в длинн..м не по росту п..джаке, обёрнут..м вокруг тела и подпоясанном пенькой. Метелица увидел эти испуганные глаза над болтающ..мся рукавом, штанишки с просвеч..вающими голыми коленками и этот убогий, с хозяйского плеча, п..джак, из которого так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея. (По А. Фадееву) 2. Исправник* вынул из кармана довольно замара(н, нн)ый лист бумаг.., развернул его с важностью и стал читать нара..пев: «Пр..меты Владимира Дубровского, составл..нные по сказкам* бывших его дворовых* людей. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не ок..залось». — И только? — ск..зал Кирила Петрович. — Только, — отвечал исправник, складывая бумагу. — Поздр..вляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим пр..метам немудрено будет вам отыскать Дубровского. (А. Пушкин) 98. Выпишите сначала предложения (из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»), в которых с помощью причастных конструкций показано, что герой охвачен тем или иным чувством. Затем те, в которых причастные конструкции не только рисуют движения героев, но и передают их душевное состояние. Расставьте пропущенные запятые и подчеркните причастные обороты как члены предложения. 1. Я с..дел погружённый в глубокую задумчивость как вдруг Савельич пр..рвал мои размышления. 2. Проснувшись, я увид..л перед собой Марью Ивановну ангельский голос которой меня пр..ветствовал. Не могу выр..зить сладос(?)ного чу(?)ства овл..девшего мною в эту минуту. 3. Матушка отыскала мой п..спорт хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою в которой меня кр..стили и вручила его батюшке др..жащею рукою. 4. Сначала она читала с видом вн..мательным и благ..склонным; но вдруг лицо её перем..нилось и Марья Ивановна следовавшая глазами за всеми её движениями и..пугалась строгому выр..жению этого лица, за минуту столь пр..ятному и спокойному. 5. Марья Ивановна возвр..тилась к Анне Власьевне исполненная радос(?)ной надежды.
|
|
|