Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Причастие

§ 20. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени (окончание)

119. Раскрывая скобки, образуйте словосочетания « + существительное» и запишите их. Суффиксы страдательных причастий выделите.

Движимый

    Уважа..мый (коллектив), изуча..мый (школьники), ободря..мый (товарищ), обурева..мый (жажда деятельности), приготовля..мые (школьник), приглаша..мый (собрание), оберега..мый (сырость), движ..мый (чувство сострадания).

120. Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом по образцу. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте. После такой замены афоризм будет употреблён в той форме, какую использовал его автор. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Расставьте запятые. Обозначьте суффиксы причастий. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными — с.

Образец. Твёрдая воля-это победа, которая ежеминутно одерживается над инстинктами, над влечениями. (По О. Бальзаку) - Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями. (О. Бальзак)

    1. Упрямство есть слабость, которая имеет вид силы. (По В. Жуковскому) 2. Скромность, которая хвастается своей скромностью,— это уже не скромность, а высокомерие... (По И. Бехеру) 3. Честь — это награда, которая присуждается за добродетель. (По Аристотелю) 4. Совесть — это память общества, которую усваивает отдельное лицо. (По Л. Толстому)

121. Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах причастий -ем- и -им-.

    1. Ветер, колеблющий листья. 2. Туман, покрывающий долину. 3. Стрелок, видящий цель1. 4. Солнце, освещающее вершины3 гор. 5. Море, омывающее скалы.

122. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте морфемы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

    1. Небо украшено узорами сверка..щих звёзд. 2. Два подростка невид..мые в сумерках спутывали лошадей3. 3. Густой, бурый дым выбрасыв..емый паровозом тянется над лесом. 4. Успокаивается море ласка..мое восходящими лучами солнца. 5. Мы пр..ближаемся к молу охраня..щему вход в гавань3 от ра..ярённых волн. 6. Красиво алеет з..ря, разливаясь по пен..щейся шири ок..ана.

123. С двумя любыми сочетаниями слов составьте предложения с прямой речью.

    Разв..вающийся стяг, разв..вающееся государство, колыш..щееся пламя костра, стел..щийся туман, стру..щаяся вода, роз..веющая полоска неба, пр..ближающ..гося утра, сморщ..вшийся гриб, пахн..щая земляникой полянка, зажмуривш..гося мальчика, увя..ший цветок, ненавид..вший неправду, не прик..савшегося к краскам, нач..нающий художник, сверка..щих звёзд, клокоч..щее море.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru