Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Деепричастие

§ 29. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте (окончание)

187. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты (см. образец в рамке №7). Подчеркните орфограммы-буквы в корнях слов первого предложения.

    1. Старик угрюмо сидел на облучке отворотясь от меня и молчал изредка только покрякивая. (А. Пушкин) 2. Я поскорей вскарабкался на другую сторону и пошёл забирая влево вдоль осинника. (И. Тургенев) 3. Тарантас въехал во двор шурша колёсами по крапиве и остановился перед крыльцом. (И. Тургенев) 4. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос начал петь. (А. Чехов) 5. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Горький)

188. Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный и причастный обороты и обозначая их как члены предложения.

    1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошёл в состав сборной страны. 2. Марафонец (завоевать первое место) получил ещё и особый приз за волю к победе. 3 Юниор (пробежать стометровку быстрее всех) помог своей команде выйти вперёд. 4. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. 5. Моя подруга (напряжённо тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой.

189. Рассмотрите рисунки и прочитайте предложения. Добавьте в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие. Обозначьте деепричастные обороты.

    1. Серёжа стоит, __ __. 3. Серёжа нагнулся, __ __.
    2. Серёжа присел, __ __. 4. Серёжа лёг, __ __.

Серёжа стоит

190. Составьте по данным схемам предложения.

191. Прочитайте фрагменты из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движение героев или передают их душевное состояние в решающие моменты жизни: Тараса во время казни Остапа, при встрече с изменником Андрием; Андрия в бою на стороне врагов? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

    1. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время пр..подняв очи и од..брительно только говорил Добре сынку добре!
    2. Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас смотря прямо ему в очи. Но (не, ни)чего (не)мог на то сказать Андрий и стоял утупивши в землю очи.
    3. А что мне отец товарищи отчизна? — сказал Андрий встряхнув быстро головою и выпр..мив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня (не, ни)кого! (не, ни)кого! (не, ни)кого!
    4. Ударив острыми шпорами коня во весь дух пол..тел он за козаками (не)глядя назад (не)видя что позади только двадцать человек успело поспевать за ним.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru