|
|
|
Наречие
§ 38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е (окончание)244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках. 1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Неравно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых* рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало. (По Ч. Айтматову) 245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? • Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
1. Зимн..е солнце (не)ласково.4 (Не)ласково встретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (невысоко. 4. Возражение (не)уб..дительно. Коля оправдывался3 (неубедительно. 5. Пор..жение было (не)избежно. 246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир? — Слушай, — ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, — ты (не)ходи3 туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.
(По А. Гайдару) 247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е» своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не. • Составьте два сложных предложения.
248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. • Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?
С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам.4 Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем — почтальоны — начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое расстояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать кв..танцию*. И вот более ста3 лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхв..тили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на3 в конце 1857 года. (По А. Шейкину) 249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.
|
|
|