|
|
|
Повторение изученного в 5—6 классах
§ 5. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? От чего и с помощью чего образуются слова? Какие способы образования слов вам известны? 24. Обозначьте части, из которых состоят данные слова. (О порядке разбора см. в «Приложении») • Составьте с любыми из этих слов сложные предложения. Обр..стают, прил..жили, безобл..чным, прикоснётся, наг..рает, трос(?)никовые, погл..щает. 25. Прочитайте. Озаглавьте, используя слова текста. Выпишите слова, образованные с помощью: 1) приставок; 2) суффиксов. Произведите их словообразовательный разбор (см. план разбора в «Приложении») и обозначьте их состав.
• Выпишите остальные слова, в которых имеются пропуски или скобки. Запахло сыростью. Ст..новилось всё1 темнее и темнее. Дерев.я сгру(п, пп)ировались в каких(то) чудовищ(?), в лесу стало страшно: там кто(то) вдруг заскр..пит, точно одно из чудовищ(?) переход..т (со)своего места на другое и сухой суч..к, каже(т, ть)ся, хрустит под его ногой. На неб.. ярко св..ркнула, как живой глаз, первая звёздоч(?)ка, и в окнах домов зам..лькали огоньки. Настали м..нуты всеобщей т..ржестве(н, нн)ой тишины пр..роды.4 (И.Гончаров) 26. Все ли выделенные слова являются однокоренными? Спишите. В словах первого предложения подчеркните все орфограммы. Косарь косил красивую траву.
(А. Прокофьев) 27. Спишите, обозначая условия выбора орфограмм в корне слова на месте пропусков. • Какими по цели высказывания являются простые предложения? 1. Л..жился день на тёмный дол. 2. Г..рит в..сток з..рёю новой. 3. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало.4 4. Дни лета кл..нились к осени. 5. Вся комната янтарным блеском оз..рена. 6. Сквозь в..лнистые туманы проб..рается луна. 7. Под г..лубыми неб..сами в..ликолепными к..врами, бл..стя на солнце, снег л..жит. 8. Щиты, как зарево, бл..стают. 9. Уж на р..внине по х..лмам гр..хочут пушки. 10. Имел он счастливый т..лант без принужденья в разг..воре к..снуться до всего слегка. (А. Пушкин) 28. Сопоставьте слова. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора слитных и дефисных написаний слов. Юго(запад), кое(что), северо(западный), светло(синий), древнерусский), железо(бетонный), кто(нибудь), кое(с)чем, сине(зелёный), вагоноремонтный), почтово(телеграфный), сельско(хозяйственный), изжелта(зелёный).
|
|
|