Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Союз

§ 65. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы (окончание)

389. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). • Можно ли выделенное слово заменить его синонимами? Почему?

дар

    1. Выдум..вание названий — особый талант. Есть люди которые хорошо пишут но (не)умеют д..вать названия своим вещам. И наоборот. Так(же) как есть люди которые превосходно ра(с, сс)казывают но плохо пишут. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, что(бы) многократно ра(с, сс)казывать одну и ту(же) историю и потом написать её свеж., и (по)иному, чем сл..жился слове..ный ра(с, сс)каз! 2. В посёлк.. этом сотни лет живут рыбаки. Пок..ления см..няют друг друга. Но так(же), как и сотни лет (на)зад, рыбаки уход..т в море за салакой. И так(же), как и сотни лет (на)зад, не все возврагцаю(т, ть)ся обратно. Но что(бы) ни служилось, всё равно надо и дальше делать своё дело — опа..ное и тяж..лое, завещ..нное дедами и отцами. Уступать морю нельзя.

(К. Паустовский)

390. Прочитайте предложения под цифрой 2 в предыдущем упражнении. Какой труд до сих пор считается опасным и тяжёлым? Почему люди продолжают заниматься этой работой? Есть ли такая работа в вашей местности? Сделайте небольшой устный доклад.

391. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы заключите в овал, а наречие поэтому и указательные местоимения подчеркните как члены предложения.

зато

    1. К берегу реки лыжники направились дальним путём, через лес, (за)то получили огромное удовольствие. Спряч(?)ся (за)то дерево ск..зал мне брат. 2. На лыжах (по)этому лесу они шли впервые2. Наш класс упорно готовился к лыжн..м соревнованиям, (по)этому мы и победили в кросс... 3. Ребята из нашей школы заво..вали немало призов (по)тому, что трениру..т их т..лантливый мастер спорта. Первая группа лыжников пойдёт (по)тому берегу реки, а вторая (по)этому пр..казал тренер.

392. Диктант. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Разделите текст на абзацы.

    Человек пр..ходит поселиться на нов..м месте, где (до)него ни одна нога (не)ступала. Он руб..т дом, бросая на землю щепки. Он топ..т печь и, выгребая из неё золу, выбрас..вает рядом с домом. Он ест мясо и швыря..т себе под ноги кости. Он разбил горш..к и чере..ки вт..птал в грязь. Он пот..рял монету. (У)него прохудился сапог, и за порог полетела рва(н, нн)ая подмётка. Потом (у)него сг..рел дом. Человек разр..внял пожарище, оставив в земле обг..релые брёвна нижних венцов, пр..вёз песку, что(бы) засыпать золу и головешки, и построил новый дом. В древности (не)вывозили на поля навоз, и он оставался лежать под пожарищами хлевов. Так из года в год медле(н, нн)о, но (не)прерывно происход..т обр..зование культурного слоя на месте человеческих поселений.

(По В. Янину)

393. Задания по выбору: а) расскажите, какие предметы прошлого обнаружены в вашей местности при раскопках; б) расскажите, какие предметы, связанные с Великой Отечественной войной, находят следопыты. Оформите рассказ в виде репортажа с места находки.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru