Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Частица

§ 68. Смыслоразличительные частицы (окончание)

414. Спишите, вставив в выделенные предложения подходящую по смыслу частицу из рамки. Если её можно вставить в двух местах, то один вариант запишите, а другой приведите устно. Какая из этих частиц обычно употребляется в разговорной речи? • Подчеркните основы простых предложений в составе сложного.

Уточнение

    1. Читателя надо подг..товить к воспр..ятию темы. Поэтому сочинение обычно начинают с введения. 2. В этом предл..жении тебе уд..лось ч..тко сформулир..вать вывод. Оно больше всего подходит для концовк.. сочинения. 3. Во втором варианте сочинения ты поз..ботился о том, что(бы)3 между абзацами была ясная связь1. Это сделало работу лучше.

415. Спишите, вставляя в предложения подходящую по смыслу частицу из рамки рядом. Подчеркните частицы и слова, которые приобретают особое значение благодаря введению частиц. При чтении выделите их голосом.

Выделение

    1. Гласные звуки состоят из голоса. 2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. 3. __ __ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак.4 4. Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму множественного числа.

Усиление

416. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку справа) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них. •Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.

    1. Ты (не)веришь мне? А ещё другом называеш..ся! 2. Я очень занят3, но помогу тебе. Мы друзья. 3. Ты (не)посч..тался с моим советом. А я говорил тебе, как лучше поступить. 4. Ты сам хорош.. уч..шься. А товарищ(?) твой запустил ученье. Ему это (не)простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался. 5. Мне (не)д..вались точные науки. А после (не)скольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.

417. Спишите отрывки из стихотворений И. Бунина. Подчеркните известные вам частицы. •Обозначьте части слов, в которых пропущены орфограммы.

          1. Как печ..льно, как скоро померкла
          На закат.. з..ря! Погл..ди:
          Уж за ближней меж. .ю по жнивью
          (Ни)чего (не)видать (в)переди2.

          2. Д..леко по ш..рокой р..внине
          Сумрак ноч.. осе(н, нн)ей разлит.4
          Лишь на зап..д.. сумрач(?)но-ал..м
          С..луэты чуть ви́дны ракит.
          В белой мгле, на широких лугах,
          На пусты (н, нн)ых реч(?)ных берегах
          Только ч..рный засохший камыш(?)
          Да в..рхушки ракит различишь.

418. Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения.

СОВЕТЫ ЧЕМПИОНА МИРА

    Как учи..ся плаванию?

      1) (Не)забывайт..3, что на суш.. и в воде движения едины в своей природной простоте. Тогда и река (не)страшна — как (не)страшны каток или фу..больное поле. Иногда мне каже..ся, что, если(б) человек хорошо всё продумал в своих дв..жениях, он(бы) и взлететь сумел!

      2) (Не)учит..сь плавать сами, без совета и наблюдения старш.., опытн.. пловца.

      3) (Не)трусьте.

    Вы только оглянитесь, какая (у) нас страна просторная, озёрная! И тот, я думаю, ещё (по) настоящему (не) родился, кто (не) умеет проплыть метров сто3 кто (не) умеет без3 отдыха пройти на лыжах пять — десять километров.

(М. Исакова)

419. Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» (лёгкой атлетике, биатлону, хоккею и т. д. на выбор).

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru