Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Частица

§ 72. Различение частицы не и приставки не- (окончание)

442. Выпишите предложения, в которых есть: 1) отрицательные местоимения; 2) наречия с приставкой не-.

вы правы

    1. Ему (не)зачем3 было(бы) д..вать ещё одно поручение. 2. Разве тебе (не)(с)чем выступить на школьном смотре самодеятельности? 3. Уд..вляюсь, как это (не)которым ребятам бывает (не)чего делать. 4. Почему тебе (не)когда зан..маться в сп..ртивной секци..? 5. Неужели (не)(у)кого было спр..сить, что было задано на дом? 6. (Не)чему уд..вляться, что ты получ..шь двойки, ведь ты работа..шь нер..гулярно.

443. Определите стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Частицу не заключите в прямоугольник. Обозначьте приставку не-. • Глаголы какого времени и вида соединяют предложения данного текста? • Назовите виды орфограмм в окончаниях слов.

недосягаемый

    Солнце (не)вын..симо печ..т. Зной разлитый в переполне(н, нн)ом3 блеском воздух., (неподвижно стоит над морем, в котором на (не)досяга..мой глубине синеет опрокинутое небо. Ч..рная лодка со стекающ..й смолой и обвисшими п..русами каж..тся висящ..й в пространств.., а под нею (в)низ мачтами висит точно такая же опрокинутая лодка.

    Андрейка (не)разг..баясь3 вместе с дедом выб..рает из тянущ..йся вдоль лодк.. сети добычу, которой набилось туда множество. Лицо у него пылает, рот (полу)открыт, крупные капли пота падают в воду.4 В значительно осевш..й лодк.. возвыша..тся целая гора зевающ..й, шевелящ..йся рыбы.

(А. Серафимович)

444. Составьте таблицу «Не с разными частями речи» (слева по вертикали поместите названия частей речи, а справа по горизонтали - наименования способов присоединения не). Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора слитного и раздельного написания не.

445. Прочитайте фрагмент из стихотворения А. Дементьева «Я вспомнил...». Как иначе можно озаглавить это стихотворение? Какой тон вы выберете для чтения вслух? Найдите частицы, выпишите их с теми словами, с которыми они связаны. Укажите их разряд, объясните правописание (раздельное, через дефис). • Объясните написание не в слове некрасивы.

...Я почему-то вспомнил
Руки мамы моей.
Упрёка я вам не сделаю,
Вроде бы не ко дню.
Но руки те огрубелые
С вашими не сравню.
Теперь они некрасивы,
А лишь, как земля, темны.

Красу они всю России
Отдали во дни войны.
Всё делали — не просили
Ни платы и ни наград.
Как руки у вас красивы,
Как руки мамы дрожат...

446. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Определите стиль, основную мысль вашего рассказа, озаглавьте его. Подумайте, о чём следует написать более подробно, надо ли охарактеризовать мальчиков, ввести описание ножика, снегиря. Где уместно использовать диалог? Рассказчиком может быть Витя, папа, Петька.

    Папа подарил Вите замечательный ножик. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! Но Витя и слушать не хотел.

    В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.

    Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез1 на подоконник и открыл форточку.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru