|
|
|
Тексты и стили
§ 8. Диалог как текст
Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? • Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога? — Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? — обратилась Татьяна Ивановна к классу. Первым, как всегда, ответил Ваня: — Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило. — И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, — добавила Аня. — Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, — заметила Татьяна Ивановна. Аня сразу поняла, о чём говорит учительница: — Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно. — Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, — согласилась Татьяна Ивановна. — А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог — текст? — заинтересовался Ваня. — Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, — ответила Татьяна Ивановна.
53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст. Учительница после приветствия взяла слово первой: — Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы? В беседу вступила Мария Викторовна: — Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь. — А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич. Наталия Петровна добавила: — Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой. — Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.
|
|
|