|
|
|
Главные члены предложения
§ 22. Тире между подлежащим и сказуемым (окончание)116. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие тире между главными членами предложения. Для этого подчеркните главные члены и обозначьте части речи, которыми они выражены. 1. При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою. (В. Жуковский) 2. (Не)довольство2 собою есть (не)обходимое условие разумной жизн.. . Только это (не)довольство побуждает к работе над собою. (Л. Толстой) 3. Быть а не казат(?)ся девиз1 который должен носить в своём сер(?)це каждый гражданин люб..щий свою родину. (Н. Пирогов) 4. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизн.. . Как бы мы (не, ни)понимали добро жизнь наша есть (не)что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой) 5. Самое редкое мужество это мужество мысли. (А. Франс) 6. Недописа(н, нн)ая мысль потеря(н, нн)ый клад. (Д. Менделеев) 7. (Не)ясность слова есть (неизменный признак (не)ясности мысли. (Л. Толстой) 8. Язык инструмент; едва ли (не, ни)труднее он самой скрипки.4 Можно бы ещё заметить что посредственность как на одном так и на другом инструменте (не)терпима. (П. Вяземский) 117. Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. У вас получатся определения понятий из учебника биологии. Запишите их, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы. 1. Темперамент является вр..ждённой особенностью человека. 2. Возбуждение и т..рможение можно считать двумя основными процессами определяющими пов..дение человека. 3. Меланхолика характеризует слабая, (легко)ранимая нервная деятельность, способная выдерживать лишь (не)болыпое напряжение. 4. Холерики представляют собой людей у которых преобладает процесс возбуждения и слаб процесс т..рможения. 5. Сангвиники являются людьми ур..вновешенными в своих чувствах и действиях легко приспосабливающимися к обстоятельствам. 6. Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно выв..сти из себя. 118. Составьте 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными - в качестве сказуемых. Сделайте на основе данного и предыдущего упражнений вывод, зависит ли от темперамента успешность деятельности человека, его вклад в науку, искусство, влияние на историю. 1. Французский философ Рене́ Дека́рт; англичанин Чарлз Дарвин; русский писатель Н. В. Гоголь; польский композитор Фредерик Шопен; меланхолик. 2. Знаменитый полководец А. В. Суворов; холерик. 3. Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт; российский философ, писатель А. И. Герцен; сангвиник. 4. Российский полководец, генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов; русский писатель, баснописец И. А. Крылов; флегматик. 119. Допишите предложения, попробуйте охарактеризовать великих соотечественников. Сообщите о том, кто этот человек и чем он знаменит. Употребите в предложениях составные именные сказуемые с различными связками: нулевой, связками есть, был, стал, является. Образец. Иван Петрович Павлов - великий учёный-физиолог, является создателем учения об условных рефлексах. 1. Михаил Илларионович Кутузов — —. 2. Павел Степанович Нахимов — —. 3. Николай Михайлович Пржевальский — —. 4. Михаил Иванович Глинка — —. 5. Георгий Константинович Жуков — —. 6. Юрий Алексеевич Гагарин — —. 7. Михаил Васильевич Ломоносов — —. 120. Диктант. Перед написанием диктанта объясните употребление тире; раскройте скобки. Обратите внимание на знаки препинания в сложном предложении! 1. Нет, (не)только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и (на)яву. Тут главное — уметь (во)время отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, что(бы) он (не)увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов) 2. Благодарность (не)есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, (не)быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)
|
|
|