|
|
|
Второстепенные члены предложения
§ 24. Дополнение (продолжение)124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях? 1. Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломить веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. (Е. Пермяк) 2. Муромский... предложил им осмотреть перед обедом сад. 3. Швабрин... просил меня забыть о прошедшем. 4. Алексей заклинал её не лишать его одной отрады: увидеться с нею. 5. Зурин уговорил меня попробовать пуншу. 6. Мать велела мне дать руку Дон Альвару. 7. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. 8. Василиса Егоровна принудила его во всём признаться. 9. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (А. Пушкин) 125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными? 1. В Третьяковской галерее ребята видели — —, — —, — —. 2. В консерватории мои друзья прослушали — —, — —. 3. В кинотеатре мы смотрели — —, — —. 4. На концерте любимый певец спел — —, — —. 5. В театре мои родители видели — —, — —. 126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога. В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа. 1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование. 128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. • Укажите устаревшие слова и формы слов. Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I. Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники2, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.
Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлившемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело.5 Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. И Пётр достиг , большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России. (По В. Ключевскому) 129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль? 1. Глаза защищают ресницы.
|
|
|