|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 7. Текст как единица синтаксис (окончание)44. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико». О чём говорится в этом отрывке?
Это уже не ново, это было уже сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но всё уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение3 столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий ничего нового не производит? 4 Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона.
45. Определите в тексте предыдущего упражнения предложение, в котором раскрывается основная мысль текста. Какую мысль опровергает автор? Какие аргументы он приводит? Перескажите текст. 46. Прочитайте выразительно четверостишие Ф. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года. Оно состоит из одного сложного предложения. И всё-таки это текст. Как вы думаете, почему?
47. Прочитайте текст. Кто с кем сравнивается? Почему? Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Как соотносятся начало и конец текста? Отметьте языковые средства, которые обеспечивают связность текста. Слова Церковь и Истина даны с сохранением орфографии автора. Нужно так писать, чтобы не было лишних слов и чтобы каждое слово было именно таким, какое нужно для выражения мысли автора. Я могу назвать только двух лиц, которые в этом смысле, действи тельно, владели даром слова. Это — Пушкин и митрополит Филарет Московский. Будучи во всех отношениях полной противоположностью, в этом они сходились. Митрополит Филарет не был «писателем». Как всё, и дар слова он отдал Церкви. Каждое его изречение2 всегда и неизменно было голосом церковной совести. Сказанные слова совершенно точно формулировали именно то, что подсказывала2 церковная совесть. Личность митрополита Филарета была в такой мере поглощена Церковью, что его устами как бы говорила сама Церковь. Совсем иное Пушкин. Он был «личностью» всецело, но своё художественное дарование он воспринимал как служение Истине, почему и всё, что он, как художник, облекал в плоть «слова», было тоже голосом совести. Он мог «срываться», делая слово орудием своих страстей. Он воспринимал это как тяжкий грех, как падение. Но это только повышало его требовательность к себе. Волю, в ущерб голосу совести, порою давал себе Пушкин в стихах, не предназначенных для печати. В прозе он был всегда служителем слова, сдержанным и ответственным. И он говорил только то, что хотел сказать, находя своим мыслям точное выражение: лишних слов у Пушкина не найдёшь. (По К. Зайцеву) 48. Используйте текст упр. 47 для письменного ответа на вопрос: «Как нужно выражать свои мысли?»
|
|
|