|
|
|
Сложносочинённые предложения
§ 15. Сложносочинённые предложения с противительными союзами
Например: 1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин) 2. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (Б. Полевой) 3. Всё у нас хорошо, да воды только нет. (И. Аксаков) 4. Не только дети любят компью- = терные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще. (Л. Толстой) 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко) 66. Из двух простых предложений составьте сложносочинённые со значением противопоставления с разными союзами и запишите их. 1. Каждый может увидеть неповторимую красоту родной земли. Не каждый умеет прочитать книгу природы. 2. В спешке люди не замечают истинной красоты окружающего мира. Природа всегда рядом с человеком, всегда неотделима от его жизни. 67. Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы. Составьте схему 1, 4, 5-го предложений. • В каких сложных предложениях есть неполные простые предложения? 1. Брат сел под кустом, разобрав удочки а Левин отвёл лошадь, привязал её и вошёл в недвижимое ветром огромное серо-зелёное море луга. (Л. Толстой) 2. Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. (А. Чехов) 3. На улице ещё было светло а в комнатах — сумерки. Восточная часть неба была темнее западной. (К. Паустовский) 4. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля ещё блестели росой. (В. Арсеньев) 5. Под защитой береговых обрывов море сравнительно спокойно зато около устьев рек порывы ветров бывают сильные. (В. Арсеньев) 68. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните члены предложения в сложносочинённом предложении. Каким союзом объединены его части и каковы смысловые отношения между частями сложного? • Укажите необособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В Гремячем Логу вышла из берегов речка. Откуда-то с верховьев её плыли источенные солнцем голубые крыги льда. На поворотах они выбивались из русла кружились и тёрлись как огромные рыбы на нересте. Иногда струя вымётывала их на крутобережье2 а иногда льдина влекомая впадавшим в речку потоком относилась в сады и плыла между деревьями со скрежетом налезая на стволы круша садовый молодняк раня яблони пригибая густейшую3 поросль вишенника. (М. Шолохов)
|
|
|