Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Основные группы сложноподчинённых предложений

§ 25. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

    В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

    В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

    I. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов)

    II. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте предложения. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

едва, пока, когда

    1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят(?)ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаеш(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин)

125. Прочитайте предложения. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком (х) указательные слова, к которым относятся придаточные места.

    1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
    2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
    3. Где тонко, там и рвётся.
    4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. • В простых предложениях подчеркните обстоятельства места.

    1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавлива..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёт(?)ся нагр..мождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..еся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел. <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё ост..валось тёмное, яростное окно ещё (не)замёрзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках сч..тался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru