|
|
|
Основные группы сложноподчинённых предложений
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (окончание)
Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами. Сравнительный оборот - член простого предложения - имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словно, точно, что. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов) Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми. 161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. • В каких предложениях сравнительные обороты помогают нам более точно представить действия аиста? 1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте. 5. Походка у него лёгкая и бесшумная словно крадущаяся. 6. Соловей пел рядом, звуки падали из горлышка чистыми как будто хрустальными каплями. 7. Вратарь замер в воротах как огромный краб с поднятыми клешнями. (По Ю. Яковлеву) 162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены? РОДНИЧОК Из(под) кам..нистого берега реки б(?)ёт родник словно маленький фонтан. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались. Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обл..жили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца. (По И.Васильеву) 163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.
164. Диктант. 1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух. 2. В мелких своих произведениях Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия... Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. (Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине») 165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какое впечатление вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Охарактеризуйте их синтаксическую структуру. РОДИНА
166. Сочинение. Рассмотрите картину В. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение. Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорят его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует? А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой. Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю: как там мой родимый край?..
|
|
|