|
|
|
Основные группы сложноподчинённых предложений
§ 28. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них (продолжение)168. Прочитайте вслух одно из ранних стихотворений М. Цветаевой. Сделайте паузу перед строчками, в которых, по вашему мнению, поэт предсказывает судьбу своих стихов. Определите вид сложного предложения, употреблённого в тексте. Объясните (устно) постановку знаков препинания.
169. Спишите, расставляя запятые в сложноподчинённых предложениях. Найдите предложения с несколькими придаточными. Определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы предложений. (Образец см. выше) 1. ...Нет сомнения что он [А. С. Пушкин] создал наш поэтический наш литературный язык и что нам и нашим потомкам останется только идти по пути проложенному его гением. ...Пушкин сам был великолепный русский художник. 2. Чувство красоты развито у него [у А. С. Пушкина] до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно сколько он употребил труда для того чтобы вышло так просто и гладко... (Л. Толстой) 170. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему 2-го предложения. Как называется этот вид подчинительной связи придаточных? 1. Со своими воспитанниками Арина Родионовна обращалась запросто называла их «занавесные Пушкенята» потому что когда они были грудными младенцами им во время кормления как-то особенно завешивали глаза от света. 2. Привязанность Пушкина к няне так бросалась в глаза что Анна Керн в которую Пушкин был так бурно влюблён уверяла что Пушкин по-настоящему любил только свою Музу и свою няню. (А. Тыркова-Вильямс) 171. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Светлова. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы в придаточных предложениях. Определите вид придаточных. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.
172. Спишите, расставляя знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Определите вид придаточных и вид подчинительной связи. Скажи мне отчего в эту ночь воздух всегда так тёпел и тих отчего в небе горят миллионы звёзд отчего природа одевается радостно отчего сердце у меня словно саднит от полноты нахлынувшего вдруг веселия отчего кровь приливает к горлу? «Христос воскрес!» — звучат колокола, вдруг загудевшие во всех углах города; «Христос воскрес!» — журчат ручьи, бегущие с горы в овраг; «Христос воскрес!» — говорят шпили церквей, внезапно одевшиеся огнями; «Христос воскрес!» — приветливо шепчут вечные огни, горящие в глубоком, тёмном небе; «Христос воскрес!» — откликается мне давно минувшее моё прошлое. (М. Салтыков-Щедрин) 173. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. 1. Учебник К. Д. Ушинского «Родное слово» показывает какое громадное значение для общего образования могут иметь уроки родного языка если на язык смотреть как на живой организм в котором отражаются судьбы думы и стремления народа и усвоение которого означает тем самым погружение в сокровищницу национальной культуры. 2. Национальное образование есть не столько проявление фактически уже существующей в виде готовой данности народной души сколько приобщение народа к культурному преданию которое накоплено в его среде творческими усилиями его сынов. (С.Гессен) 3. Что ни делаю постоянно думаю что служу этим сколько позволяют мои силы прежде всего моему отечеству нашей русской науке. (И. Павлов)
|
|
|