Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Основные группы сложноподчинённых предложений

§ 29. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

Порядок синтаксического разбора

    1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.

    2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

    3. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная).

    4. Главное и придаточное предложения.

    5. Место придаточного предложения по отношению к главному.

    6. Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
    7. Средства выражения смысловых отношений между простыми предложениями в сложном (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
    8. Вид сложноподчинённого предложения.

Образец синтаксического разбора

К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого.4 (Н. Гоголь)

Устный разбор

    Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа надобно заметить, во втором — обитает чувство. Связь между предложениями союзная, оформлена с помощью подчинительного союза. Следовательно, это предложение сложноподчинённое. Главное предложение К чести нашей народной гордости надобно заметить... и придаточное предложение ...что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого. Придаточное предложение находится после главного и помогает в изъяснении сказуемого главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос: надобно заметить (в значении «сказать») что? — что в русском сердце...

    Смысловые, изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями выражаются с помощью подчинительного союза что и интонации.

    По значению и особенностям строения это предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

Письменный разбор

Письменный разбор

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

176. Определите основную мысль текста. Выпишите сложноподчинённые предложения и выполните их синтаксический разбор.

    Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь. Язык есть важнейшее орудие общения. Умело и с пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.

    Языковедение изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.

    Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. Каким законам подчинена их жизнь?

    Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, ты не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. Жалеть тебе потом не придётся!

(По Л. Успенскому)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru