|
|
|
Бессоюзные сложные предложения
§ 31. Понятие о бессоюзном сложном предложении
Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя? Каким по строению является это предложение? Сколько в нём простых предложений? Какой единой задачей объединены простые предложения в сложном? С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное?
185. Прочитайте отрывок из очерка М. Горького (под номером 1), затем тот же отрывок с внесёнными в него изменениями. Сравните темп произнесения выделенных предложений в каждом отрывке. В каких сложных предложениях, с союзной или бессоюзной связью, пауза между частями более длительная? Какой из отрывков отличается большей эмоциональностью, вызывает ощущение тревожности? Благодаря каким языковым средствам возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов? 1. Рассказ Гарина-Михайловского, насколько3 я его помню, таков: лесной сторож, человек, углублённый2 в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий2 зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку. Обогнал бродягу, пошли вместе. Вялая и осторожная беседа людей, взаимно не верящих друг другу. Собирается гроза, в природе чувствуется напряжение... 2. Рассказ Гарина-Михайловского, насколько я его помню, таков: лесной сторож, человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку. Обогнал бродягу, и они пошли вместе. Между ними начинается вялая и осторожная беседа людей, взаимно не верящих друг другу. Собирается гроза, и в природе чувствуется напряжение...
|
|
|