Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Бессоюзные сложные предложения

Повторение: Бессоюзные сложные предложения

Контрольные вопросы и задания

    1. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
    2. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией.
    3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры на каждый случай.
    4. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения: перечисления или причинные; перечисления или противопоставления. Какие знаки препинания следует поставить в каждом случае?

205. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему 2-го предложения.

    На обороте портрета Наталья Фёдоровна Обрескова урождённая Иванова... Молодое лицо её оч..ровательно черты благородны в уголках красивого рта спрятана любезная улыбка спокойный взгляд загадочен. Весь внешний облик её высокая прич..ска полнота обнажённых плеч тонкая шея украше(н, нн)ая тяж..лым ожерельем как бы комментирует лермонтовские строчки о ней:

С людьми горда судьбе покорна
(Не)откровенна (не)притворна.

(По И. Андроникову)

206. Прочитайте высказывания. Каким двум темам они посвящены? Выпишите цитаты по каждой теме отдельно, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите и запишите заголовок для каждой группы высказываний. Подчеркните разделительные знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений. • Укажите в высказывании Н. Лескова устаревшие слова.

    1. Есть два рода бе(с, сс)мыслицы одна происходит от (не)достатка чувств и мыслей заменя..мого словами другая — от полноты чувств и мыслей и (не)достатка слов для их выр..жения. (А. Пушкин) 2. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей без них блестящие выр..жения (ни)(к)чему не служат. (А. Пушкин) 3. Прочесть как следует произведение вовсе (не)безделица для этого нужно долго его изучать.4 (Н. Гоголь) 4. Без чтения нет настоящего образования нет и (не)может быть (не, ни)вкуса (не, ни)слога (не, ни)многосторонней шири понимания. (А. Герцен) 5. Книга есть жизнь нашего врем..ни. В ней нуждают(?)ся и старые и молодые и деловые и (не, ни)чего (не)делающие, дети так(же). (В. Белинский) 6. Истинно глаголю вам дано печатному слову пребыть не только во времени но и над врем..нем. (Н. Лесков) 7. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. Обе эти силы соед..нены в книге. (М. Горький) 8. Начинающие литераторы должны особенно крепко усвоить очень простую мысль идеи не добывают(?)ся из воздуха идеи создают(?)ся на земле почва их трудовая жизнь. (М. Горький)

207. Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору»используя по возможности бессоюзные сложные предложения. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, объясните постановку знаков препинания.

Образец. Нe спеши, не будь тороплив в речи: не все понимают быструю речь.

    1. Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям — —.
    2. Пользуйся богатством родного языка — —.
    3. Не будь многословен — —.
    4. Речь нужно говорить, а не читать по бумажке — —.
    5. Не употребляй «лишние словечки» — —.
    6. Говори не слишком торопливо, но не слишком медленно — —.
    7. Говори громко, отчётливо, выразительно — —.
    8. Не называй слишком много цифр, наименований — —.
    9. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными — —.

208. Самодиктант. Подготовьтесь писать по памяти отрывок из стихотворения А. Пушкина, посвящённый воспоминаниям о лицейских годах. •Какие строчки этого стихотворения стали крылатыми?

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас...

 

 

???????@Mail.ru