|
|
|
Сложные предложения с различными видами связи
§ 40. Публичная речь
Публичная речь — это речь, рассчитанная на публику, т. е. на определённую группу (массу) людей. Это речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции и т. д. Не следует смешивать понятия «публичный» и «публицистический». Речь на митинге, если в ней ставятся общественно значимые проблемы, звучат призывы, выражается протест или поддержка определённым начинаниям, одновременно может характеризоваться как речь публичная и публицистическая. Иначе говоря, она произносится в публицистическом стиле. Выступающий с научным докладом, если его задача - донести = до слушателей результаты исследований, пользуется научным стилем языка (не публицистическим). Публичная речь имеет свои особенности: говорящий часто использует обращения, риторические вопросы, различные языковые средства, которые помогают установить и поддерживать контакт с аудиторией (мы уже обсуждали (говорили), переходим к следующему аргументу и т. д.). 220. Прочитайте высказывания выдающегося судебного оратора А. Ф. Кони. Какие требования (условия), по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично? Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи? Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана. Поставьте пропущенные знаки препинания. Умение говорить публично достигается выполнением ряда требований лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий по моим наблюдениям и личному опыту несколько. Нужно знать предмет о котором говоришь в точности и подробности выяснив его положительные и отрицательные свойства нужно знать родной язык и уметь пользоваться его гибкостью богатством и своеобразными оборотами, причём конечно к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы. Говорить следует громко отчётливо (дикция) не монотонно по возможности выразительно и просто.4 В тоне должна быть уверенность убеждённость сила. Тон речи может повышаться но следует вообще менять тон повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Тон подчёркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне с высокого вдруг перейти на низкий сделав паузу. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя может подсказать чутьё лектора вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между частями устной речи они то же, что абзац или красная строка в письменной. Речь не должна произноситься одним махом она должна быть живым словом. Лектор должен быть в достаточной мере освещён лицо говорит вместе с языком. Краткость речи состоит не только в краткости времени в течени.. которого она произносится. Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой она же при 10 минутах может казаться длинной утомительной. Краткость отсутствие всего лишнего не относящегося к содержанию всего того водянистого и засоряющего чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей.
|
|
|