|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах
§ 44. Словообразование
Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. Слова образуются путём прибавления приставок, суффиксов, путём одновременного присоединения приставок и суффиксов, а также путём сложения, перехода одной части речи в другую и др. В результате сложения образуются сложные и сложносокращённые слова. 242. Рассмотрите таблицу и расскажите о способах образования самостоятельных частей речи. Запишите примеры слов, образованных с помощью каждого из этих способов. Обозначьте морфемы. В какие группы вы включите слова вежливость, бездоказательный, выпускник, девятиклассник, собеседник, тишь?
243. Назовите способы образования существительных. Запишите по 5 слов, иллюстрирующих каждый способ. 244. Прочитайте текст и определите его стиль. Обоснуйте свой ответ. Какие из выделенных слов образованы путём присоединения: а) приставки; б) суффикса; в) путём сложения? • В каком из значений слово лететь является синонимом слов бежать, мчаться, нестись? Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей, подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон... А там какой-нибудь водопад, а там оазис и мираж в пустыне, а там птичьи базары, а там пампасы и прерии. Бесконечно красива наша Земля! Бесконечны возможности путешествовать по ней, потому бесконечны, что всё равно не хватит одной человеческой жизни, чтобы узнать и увидеть Землю. Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам. Люди, много ездившие и много видевшие, непременно подтвердят вам это. Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?! Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. Одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю! (В. Солоухин) 245. Прочитайте текст. Выпишите слова с корнем дом-. Обозначьте в них морфемы и покажите графически способ словообразования. • Над наречиями напишите букву н. Я и сейчас стараюсь расширять и углублять свои знания по языку. Мне, например, иногда нравится просто читать словари, и это даёт очень многое. Вот передо мной словарь Даля... Раскроем его и посмотрим хотя бы такое привычное слово, как дом. Задумайтесь над этим словом, и вы поймёте, как много значений заключается в нём. «Дом» прежде всего означает строение для жилья. Но это, так сказать, понятие самое общее. А если сказать «крестьянский дом», то смысл слова уже меняется: это уже — хата, изба. Если сказать «каменный многоэтажный дом», то представление о доме создаётся уже другое. Под словом «дом» в иных случаях может подразумеваться и просто какая-либо хибарка, лачуга, хижина. (Вот, мол, смотрите, каков он, мой дом!) А сколько различных слов с корнем дом: тут и «домик», и «домок», и «домочек», и «домишко», и «домище», и «домина». (Даже старинное слово «домовина», что означает «гроб», происходит от слова «дом».) Но и это ещё не всё. Посмотрите, как много производных от слова «дом»: «я нахожусь у себя дома»; «я иду домой»; «домовая книга»; «домашний обед»; «домовитый человек»; «домашничать»; «домовладелец»; «домостроительство»; «домосед»; «домочадец»; «домохозяин» и т. д. Таким образом, если как следует разобраться даже в одном только слове «дом», то и это принесёт немало пользы. А ведь таких слов в русском языке многие тысячи. Мне нравится также следить за живой разговорной речью. (М. Исаковский) • В каких словах М. В. Исаковского выражена, по вашему мнению, основная мысль текста? Сжато изложите содержание текста.
|
|
|