|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах
§ 46. Синтаксис
Синтаксис - раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения. Словосочетание выполняет номинативную функцию, т. е. служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Текст и предложение - коммуникативные единицы. Они служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Основные признаки текста - смысловая целостность и связность. Словосочетание - это сочетание двух слов, самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются словосочетания глагольные, именные и наречные. Слова в словосочетании связаны подчинительной связью. Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания. Предложение - одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Оно бывает простым и сложным. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объёме передаваемых ими сообщений. Структурное отличие сложного предложения в том, что оно состоит из двух (или нескольких) простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. Связь между простыми предложениями в сложном выражается союзами или союзными словами, интонацией. По наличию средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые или сложноподчинённые) и бессоюзные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эмоциональная окрашенность может сделать любое предложение восклицательным. Простые предложения по количеству главных членов делятся на двусоставные и односоставные; по наличию или отсутствию второстепенных членов - на распространённые и нераспространённые. В двусоставных предложениях грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым). В односоставных предложениях только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Односоставные предложения делятся на следующие группы: назывные; определённо-личные; неопределённо-личные; безличные. Структура простого предложения или части сложного может быть осложнена однородными членами, обособленными членами предложения; словами, грамматически не связанными с членами предложения: обращением, вводными и вставными конструкциями. Составьте конспект параграфа, обратив особое внимание на синтаксиче- ские единицы, номинативные и коммуникативные. Подтвердите информацию примерами. 252. Прочитайте высказывание Петра I. Можно ли считать его текстом? Докажите свою точку зрения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. • Какое из значений выделенного слова является устаревшим? Каким синонимическим словом современного русского языка можно его заменить? Есть ли в тексте ещё устаревшие слова? Я (не)могу нарушать данного моего слова и выдать князя пр..давшегося мне. Лучше соглашусь я отдать туркам землю простирающ..юся до Курска. Уступив её останет(?)ся мне надежда... оную возвр..тить но нарушение слова (не)возвратно. Мы (не, ни)чего(же) собственного (не)имеем кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царём и (не)царств..вать. 253. Прочитайте текст. К какому стилю речи он принадлежит? Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Выпишите словосочетания со связью управление, обозначьте главное слово. Стало быстро темнеть. Тучи застлали небо, низко опустились к воде. Озеро замерло, почернело. В горах будто электросварщик засел. То вспыхнет там — ослепит, то погаснет. Гроза надвигалась. Недаром лебеди завернули сюда по пути. Они предчувствовали: непогода могла застигнуть их над горами. Грянул гром. Полил дождь, шумный, мятущийся. Забормотало, закипело озеро и пошло раскачиваться, биться о берега. Это была первая весенняя гроза. (Ч. Айтматов) ЛЕСНАЯ СКАЗКА И вся эта ноч(?) сл..лась в какую-то волшебную ч..рующую сказку. Взош..л месяц и его с..яние пр..чудливо пестро и таинстве(н, нн)о ра(з, с)цветило лес легло среди мрака (не)ровными (иссиня)бледными пятнами на к..рявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковёр мох. Тонкие стволы берёз б..лели резко и отч..тливо а на их редкую листву казалось были наброше(н, нн)ы с..ребристые пр..зрачные газовые п..кровы. Местами свет вовсе (не)проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный (не)проницаемый мрак и только в самой середине его ск..льзнувший неведомо откуда луч вдруг ярко оз..рял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую прав..льную дорожку такую светлую нарядную и пр..лее(?)ную точно а(л, лл)ея убра(н, нн)а для торжестве(н, нн)ого шествия. (А. Куприн) 255. Спишите, расставив пропущенные запятые и графически оформив запись по образцу. Укажите вид односоставных предложений.
1. Уже больше двух часов плот несло по быстрине и (не)было видно (не, ни)берегов (не, ни)неба. 2. Было ей сейчас (не)спокойно и (не, ни)проходило ощущение стра(н, нн)ого сна который должен вот-вот оборват(?)ся. 3. Он упал и падая почу(?)ствовал как ему странно легко и свободно стало. 4. У одного из моих героев — капитана Новикова — много пр..тотипов. (Не, ни)скрою мне хотелось что(бы) капитана Новикова полюбили. (Ю. Бондарев)
|
|
|