|
|
|
|
§ 23. Движение системы тел. Учёт трения со стороны внешних тел Движение тел в одном направленииДвижение поездаПусть поезд едет с постоянной скоростью по горизонтальной дороге. При этом вертикальные силы, действующие на любой из вагонов и на локомотив1 (сила тяжести и сила нормальной реакции), уравновешивают друг друга. 1 Тепловоз или электровоз, который тянет поезд. Рассмотрим горизонтально направленные силы. Начнём с последнего вагона (рис. 23.1).
На него действует направленная вперёд сила упругости 2 О силе трения качения было кратко рассказано в курсе физики основной школы. Напомним, что эта сила тем меньше, чем твёрже соприкасающиеся поверхности. Будем считать, что силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Её характеризуют коэффициентом сопротивления k, принимая приближённо, что Fсопр = kN, где N — модуль силы нормальной реакции.
Fc1 = Т.
Рассмотрим теперь силы, действующие на локомотив, который едет с постоянной скоростью и тянет за собой n вагонов. На локомотив действуют направленные назад сила сопротивления
Какая же направленная вперёд сила уравновешивает эти силы? Ведущие колёса локомотива (соединённые с двигателем) толкают дорогу назад, действуя на неё силой трения покоя (колёса не проскальзывают). По третьему закону Ньютона со стороны дороги на локомотив действует такая же по модулю, но направленная вперёд сила такой же физической природы, то есть сила трения покоя. Её называют силой тяги и обозначают Обозначим массу локомотива М и будем считать, что все колёса локомотива — ведущие (в современных локомотивах так и есть). В таком случае вся сила нормальной реакции, действующая на локомотив и равная по модулю Mg, распределяется на ведущие колеса. Следовательно, максимальная сила трения покоя равна в данном случае μMg. Отсюда следует, что локомотив массой М может развить максимальную силу тяги Fтяг mах = μMg. Когда поезд едет с постоянной скоростью, сила тяги уравновешивает силу сопротивления, действующую на весь поезд: Fтяг = Fсл + nFс1.
Полученный в этом задании ответ соответствует горизонтальной дороге. Тянуть на подъём всего в 1° локомотив сможет примерно в 3 раза меньше вагонов, чем по горизонтальной дороге. А небольшие подъёмы есть на любой дороге.
|
|
|