|
|
|
Глава 1. Механические явления
§ 4. Из истории становления классической механикиПервые представления о механическом движении1. Представление о механическом движении, его характере и причинах многократно изменялось на протяжении истории человечества. Впервые эти представления были систематизированы в античности. Учение о мироздании, о движении тел, изложенное древнегреческим философом Аристотелем (384—322 до н. э.) в трактатах «Физика», «Механика» и др., господствовало в науке на протяжении 15 веков! Одна из причин такого долголетия в том, что выводы, сделанные Аристотелем на основе наблюдений и простых рассуждений, вполне соответствовали обыденным представлениям людей о механическом движении. Так, например, согласно представлениям Аристотеля, тело движется до тех пор, пока его толкают, и останавливается, когда его перестают толкать; чем тяжелее тело (чем больше его масса), тем быстрее оно должно падать на Землю. Очевидно, что и наш современник, плохо знакомый с основами физики, вполне может разделить эти взгляды. Системы мира2. Представление о движении формировалось на основе наблюдений за движением не только тел на поверхности (или вблизи поверхности) Земли, но и небесных тел — планет, Луны, Солнца и звёзд. Для объяснения движения небесных тел древнегреческий учёный Клавдий Птолемей (II в.) в трактате «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» изложил представления о геоцентрической системе мира (от греч. geo — земля). Согласно представлениям Птолемея, Луна, планеты и Солнце обращались вокруг Земли по круговым орбитам (рис. 3).
Система мира Птолемея просуществовала вплоть до середины XVI в., когда польский учёный Николай Коперник (1473—1543) обосновал гелиоцентрическую систему мира (от греч. helios — солнце) (рис. 4, а). Она фактически отвечает и современному состоянию науки: в центре Солнечной системы находится Солнце, и вокруг него по орбитам обращаются планеты (рис. 4, б).
Система мира, предложенная Коперником, долгие годы не принималась его современниками, поскольку противоречила античным представлениям о движении, которые были признаны церковью. Таким образом, получалось, что Коперник покушался на догматы католической церкви, имевшей в средневековой Европе огромную власть. И только работы немецкого учёного Иоганна Кеплера (1571 —1630), сформулировавшего на основе астрономических наблюдений законы, которым подчиняется движение планет, стали решающим аргументом в пользу учения Коперника.
|
|
|