Главная >> Физика. 11 класс. Пурышева

Глава 2. Взаимосвязь электрического и магнитного полей

§ 11. Исторические предпосылки учения о магнитном поле (окончание)

Опыты Фарадея

4. Узнав в 1820 г. об опытах Эрстеда и Ампера, Фарадей высказал гипотезу о том, что «магнетизм можно превратить в электричество», и поставил перед собой задачу осуществить это на практике. Он проделал большое число экспериментов и лишь в 1831 г. добился желаемого результата. Один из первых опытов заключался в следующем.

Проводник соединяли с батареей гальванических элементов. Параллельно ему располагали другой проводник, который присоединялся к гальванометру. Проводники изолировали друг от друга слоем бумаги. Фарадей надеялся, что при прохождении электрического тока по первому проводнику во втором проводнике возникнет электрический ток. Однако этого не происходило. Проблема заключалась в том, что для возникновения электрического тока во втором проводнике необходимо, чтобы сила тока в первом проводнике изменялась. Поняв это, Фарадей сконструировал установку из двух многослойных катушек, и одну из них соединил с мощной батареей. При замыкании этой цепи гальванометр, присоединённый ко второй катушке, фиксировал кратковременный электрический ток. В дальнейшем был проведён целый ряд опытов, которые подтвердили гипотезу Фарадея.

    Вопросы для самопроверки

1. Какие тела называют постоянными магнитами? Где расположены их полюса? Как взаимодействуют постоянные магниты?

2. В чём заключается опыт Эрстеда? Что он доказал?

3. Опишите опыт Ампера. В чём его значение для развития электромагнетизма?

4. Какое явление было обнаружено в опытах Фарадея? В чём заключались эти опыты?

    Вопросы для дискуссии

Можно ли опыты Эрстеда, Ампера и Фарадея считать фундаментальными? Оцените их роль в развитии электродинамики.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru