В соответствии с образовательным стандартом второго поколения учебник предлагает два уровня изучения предмета — базовый и повышенный, а также предусматривает деятельностный подход к обучению. Требования стандарта учтены следующим образом.
Учебник является двухуровневым. Материал почти каждого параграфа разделён на две части. Первая часть соответствует базовому уровню и содержит опорные факты, необходимые для дальнейшего изучения предмета; она предназначена всем учащимся . Вторая часть (« Развитие темы ») — для учащихся, которые выбрали изучение предмета на повышенном уровне: здесь приведены дополнительные интересные сведения, обоснования опорных фактов, история физических открытий.
Для организации диалоговой формы учебного процесса в текст параграфов органично включены устные вопросы и задачи.
Самое главное в каждом параграфе собрано в рубрике «Что мы узнали». Это позволит ученику обобщить и лучше осознать изученное, поможет при повторении и ведении конспекта, избавив учителя от диктовки.
Научить школьника решать задачи поможет постоянная рубрика «Решим задачу».
Приведены описания и иллюстрации опытов, а в конце многих параграфов есть рубрика «Домашняя лаборатория», где предложены опыты и наблюдения, доступные каждому ученику.
Значительное внимание в учебнике уделено овладению учащимися универсальными учебными действиями — умениями сравнивать, группировать и классифицировать объекты, анализировать, синтезировать и обобщать факты, устанавливать связи между явлениями, пользоваться аналогиями, переносить знания в новую ситуацию.
Один параграф учебника рассчитан в среднем на одну учебную неделю (два урока). Параграфы разбиты на пункты, чтобы помочь учителю распределять материал по урокам.
В учебнике приведены описания лабораторных работ, а также задания для проектной деятельности, в том числе коллективной.
Надеемся, что учебник пробудит у учеников интерес к замечательной науке — физике, которая является основой научно- технического прогресса.