|
|
|
§ 7. Три состояния вещества
Три состояния вещества: Что мы узнали. Вопросы и заданияЧто мы узнали• Вещество может находиться в твёрдом, жидком или газообразном состоянии. • Газ занимает весь предоставленный ему объём. Газ легко сжимаем. Молекулы в газе расположены не вплотную друг к другу. • Жидкость принимает форму сосуда, в котором она находится. Это обусловлено её текучестью. Жидкость практически несжимаема. Молекулы в жидкости расположены вплотную друг к другу, но в этом расположении нет определённого порядка. • Твёрдые тела сохраняют объём и форму. • Твёрдые тела бывают кристаллическими и аморфными. • Атомы (или молекулы) в кристаллах расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку. • Свойства кристаллических твёрдых тел обусловлены не только типом атомов или молекул, но и строением кристаллической решётки. Вопросы и заданияПервый уровень 1. Приведите примеры газов, жидкостей и твёрдых тел. 2. Опишите основные свойства газов. 3. Объясните свойства газа особенностями его молекулярного строения. 4. Опишите основные свойства жидкостей. 5. Опишите молекулярное строение жидкостей и объясните их свойства. 6. Опишите основные свойства твёрдых тел. 7. Приведите примеры, иллюстрирующие различия в свойствах твёрдых тел. Второй уровень 8. Сравните газ и жидкость. Опишите их общие свойства и различия. 9. Сравните свойства жидкости и твёрдого тела. Чем объясняется сходство и различие их свойств? 10. Почему нельзя наполнить газом только половину сосуда, в котором нет перегородок? 11. Чем объясняется малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел? 12. Опишите кристаллические тела. Какова их молекулярная структура? Приведите примеры кристаллических тел. 13. Опишите аморфные тела. Приведите примеры аморфных тел. В чём состоит их отличие от кристаллических? 14. Сравните аморфные тела с жидкостями и твёрдыми телами. Что у них общего и чем они различаются? 15. Составьте задачу о состояниях вещества, ответом которой было бы «Только газ». Домашняя лаборатория1. Наполните пластиковую бутылку водой примерно до половины и плотно закройте её пробкой. Попробуйте сжать бутылку. Затем повторите этот же опыт, заполнив бутылку доверху. В чём вы заметили отличие? О чём оно свидетельствует? 2. Рассмотрите под увеличительным стеклом кристаллики сахарного песка и поваренной соли. Сравните их с очень мелкими кусочками битого стекла. В чём заключается различие? Можете ли вы его объяснить?
|
|
|