|
|
|
§ 23. Плавание тел
Плавание тел: Что мы узнали. Вопросы и заданияЧто мы узнали• Чем меньше отношение плотности плавающего тела к плотности жидкости, тем меньшая часть объёма тела погружена в жидкость. • Условия плавания однородных тел: если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело плавает, частично погрузившись в жидкость; если плотность тела равна плотности жидкости, то тело плавает, полностью погрузившись в жидкость; если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет. • Закон Архимеда для газов: на тело, находящееся в газе, действует выталкивающая сила, равная весу газа в объёме тела. Благодаря действию силы Архимеда возможно воздухоплавание. • Воздушные шары наполняют газом, плотность которого меньше плотности окружающего воздуха: тёплым воздухом, водородом или гелием. • Плавание судов возможно потому, что в части судна, погружённой в воду, есть большие полости, вследствие чего судно вытесняет большой объём воды. • Глубину погружения судна в воду называют осадкой. Наибольшую допустимую осадку отмечают на борту судна ватерлинией. • Массу судна с максимально возможным грузом называют водоизмещением судна. • Грузоподъёмность судна равна разности между водоизмещением судна и массой этого судна без груза. Вопросы и заданияПервый уровень 1. В воде и в керосине плавают два одинаковых деревянных бруска. Сравните действующие на бруски архимедовы силы. 2. Что общего у всех тел, плавающих в воде? 3. Бревно плавает на поверхности воды так, что выступающая из воды часть имеет больший объём, чем часть, погружённая в воду. Что можно сказать о плотности древесины? 4. Приведите примеры, когда тело: а) плавает на поверхности жидкости, б) плавает, полностью погрузившись в жидкость, в) тонет. Объясните их, используя условие плавания тел. 5. Объясните, почему основная часть айсберга находится под водой. 6. Металлический шарик тонет в ртути. Из какого металла может быть сделан этот шарик? 7. Пластина из пенопласта толщиной 10 см плавает на воде, погрузившись на 2 см. Какова плотность пенопласта? 8. Расскажите о воздушных шарах и объясните, почему они не падают на землю. 9. Объясните, почему воздушный шар надо наполнять газом, плотность которого меньше плотности окружающего воздуха. Второй уровень 10. О не умеющем плавать говорят: плавает как топор. Может ли топор всё-таки плавать? 11. Терпящие бедствие клали иногда записку в бутылку, плотно закрывали её и пускали «на волю волн». Почему пустая плотно закрытая стеклянная бутылка плавает? 12. Какой вывод о средней плотности тела человека можно сделать из того, что человек может лежать на воде? 13. Почему плавают суда, изготовленные из материалов, плотность которых больше плотности воды? 14. Расскажите о том, что такое ватерлиния и водоизмещение судна. 15. В ртути плавает медный шарик. Где глубина погружения шарика в ртуть больше — на Земле или на Луне? 16. Человек массой 60 кг стоит на плоской льдине. Какой может быть масса льдины, если она не полностью погружена в воду? 17. Какой массы груз сможет поднять наполненный гелием воздушный шар объёмом 60 м3, если масса его оболочки 20 кг? 18. Составьте задачу на условия плавания тел, ответом которой было бы «В воде будет плавать, а в керосине утонет». Домашняя лаборатория1. Измерьте, какая часть деревянного бруска погружена в воду, когда он плавает. Какой вывод отсюда можно сделать о плотности дерева, из которого сделан брусок? 2. Проведите опыт с пластилиновой лодочкой, описанный в параграфе. 3. Налейте в стакан воду до половины и опустите в воду ледяной кубик из морозильника. Понаблюдайте за вашим крохотным айсбергом — какая его часть погружена в воду? Будет ли изменяться уровень воды в стакане при таянии льда? Объясните результаты вашего опыта.
|
|
|