|
|
|
Глава 6. Электрические явления
Электризация телДанный опыт позволяет ещё раз убедиться не только в том, что при электризации тела приобретают заряды противоположных знаков, но и в том, что эти заряды равны по модулю. Именно поэтому стрелка электрометра при внесении внутрь шара двух потёртых друг о друга пластин остаётся на нуле (см. рис. 111, б). Иначе говоря, алгебраическая сумма зарядов обеих пластинок и до и после электризации равна нулю. 5. Зная строение атома, можно объяснить, что происходит при электризации тел. Электроны, находящиеся вдали от ядра, сравнительно слабо удерживаются ядром. Отделившись от одного атома, эти электроны могут присоеди ниться к другому. Этим и объясняется, что на одном теле может образоваться избыток электронов, а на другом — недостаток; в первом случае тело становится отрицательно заряженным, во втором — положительно. 6. В опыте (см. рис. 111) ни положительные, ни отрицательные заряды не создавались при трении. Они существовали в каждой из пластинок уже до опыта. При этом положительный заряд каждой из пластин был равен её отрицательному заряду. Поэтому пластинки изначально были электрически нейтральны. В результате трения электроны перешли с плексигласовой пластинки на эбонитовую. Плексигласовая пластинка оказалась заряженной положительно (из-за недостатка электронов), а эбонитовая — отрицательно (из-за их избытка). Таким образом, при электризации заряды не создаются, а только перераспределяются. Теперь можно сформулировать закон сохранения электрического заряда.
Это один из самых важных законов природы (его называют фундаментальным). Следует, однако, сразу же сделать одно очень важное уточнение: алгебраическая сумма зарядов сохраняется только в замкнутой системе. Замкнутая система представляет собой совокупность тел, изолированных от других объектов. Так, в рассмотренных опытах по электризации — это два тела: стеклянная палочка и кусок шёлка; эбонитовая палочка и кусок меха; плексигласовая и эбонитовая пластинки. Закон сохранения электрического заряда имеет очень глубокий физический смысл. Если число зарядов не меняется, то выполнение этого закона очевидно. Однако в старших классах вы узнаете, что частицы могут рождаться и исчезать, образуя новые заряженные частицы, могут взаимно превращаться. Но самое главное, во всех этих сложных процессах закон сохранения электрического заряда всегда выполняется!
|
|
|