Главная >> Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В.

Финансовая составляющая системы бизнес-планирования

Структуры бизнес-плана

Примером структуры бизнес-плана может служить следующая;

    Титульный лист
    1. Вводная часть
    2. Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса
    3. Сущность предполагаемого бизнеса (проекта)
    4. Ожидаемая квота рынка и обоснование ее величины
    5. План основной деятельности (производственный план, план сбыта продукции или предоставления услуг — в зависимости от сферы деятельности)
    6. План маркетинга
    7. Администрирование (организационный план)
    8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование
    9. Финансовый раздел (план)
    10. Стратегия финансирования.

Остановимся более подробно на содержании и порядке разработки каждого раздела.

Титульный лист содержит наименование фирмы, название плана, номер и дату подготовки, уведомление о степени конфиденциальности.

Вводная часть. Этот раздел оформляется в последнюю очередь, т. е. после составления всех разделов, и включает общие характеристики предполагаемого бизнеса, наиболее важные положения основных разделов бизнес-плана. В нем целесообразно указать сферу деятельности хозяйствующего субъекта, его стратегические цели, концепцию бизнеса, стратегию поведения на рынке, конкретные цели, объемы предстоящей деятельности, основные конкурентные преимущества. Весьма полезной, а зачастую и необходимой является информация о персоналиях в руководстве фирмы. Необходимо также отразить ожидаемую рентабельность предпринимательской деятельности и планируемые источники.

Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса. Назначение данного раздела — дать обоснование целесообразности бизнеса. Это в значительной степени зависит от логики развития соответствующей отрасли производства или сферы предоставления услуг. Понимание этого аспекта позволяет ответить на вопрос: какие факторы являются основными для успешной деятельности фирмы в выбранном направлении? Подобное изучение логики развития можно проводить по пяти основным направлениям: социальная значимость отрасли, продукция и технология производства, обслуживаемый рынок, состояние конкурентной среды, потенциальная прибыльность будущей сферы деятельности. Охарактеризуем их.

Социальная значимость отрасли. Необходимо определить и указать, насколько заинтересовано общество в развитии данной области предпринимательской деятельности, сможет ли этот вид бизнеса рассчитывать на поддержку федерального правительства и местных органов власти.

Продукция и технология производства. Следует сформулировать ответы на следующие вопросы: (1) Какими основными характеристиками обладает продукция (предоставляемые услуги)? (2) Какие из этих характеристик способствуют наибольшему успеху реализации продукции (услуг) на рынке? (3) На какой стадии жизненного цикла находится данная продукция фирмы? (4) Каково соотношение спроса и предложения? (5) Каковы возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов, поставок из других регионов и импорта? (6) Каковы требования, предъявляемые к качеству продукции? (7) Каковы требования, предъявляемые к номенклатуре и ассортименту продукции? (8) Каково влияние достижений научно-технического прогресса на изменение качественных характеристик товара и технологии его производства? (9) С появлением каких новых видов товаров данной группы связано это влияние? (10) Какова динамика продаж товара в регионе? (11) Каково колебание средней продажной цены товара за последние k лет (без учета инфляции) и тенденции ее изменения?

Обслуживаемый рынок. Это направление анализа должно дать ответы на следующие вопросы: (1) На какой сегмент рынка рассчитана продукция фирмы? (2) Какова емкость рынка? (3) С какой частотой осуществляются покупки? (4) Каким потреб костям отвечает данная продукция? (6) Какова устойчивость данной потребности на прогнозируемый период времени? (7) Существует ли сезонность спроса на продукцию? (8) Какие нюансы спроса не учтены в характеристиках предлагаемой на рынке продукции?

Состояние конкурентной среды. Характеристика основных конкурентов данной фирмы: имидж, устойчивость положения и занимаемая квота на рынке, особенности рекламной деятельности, ассортиментная и ценовая политика, качество предлагаемой продукции, уровень обслуживания, возможности сотрудничества. Кроме того, следует показать сильные и слабые стороны конкурентов, а также потенциальные возможности фирмы в конкурентной борьбе на данном сегменте рынка.

Потенциальная прибыльность будущей деятельности.Обобщающая характеристика финансовой привлекательности будущего бизнеса. Для этого целесообразно привести такой показатель, как средний по отрасли уровень дохода на инвестиции, другие среднеотраслевые показатели рентабельности, рассмотренные в предыдущем разделе книги, и т. д.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru