|
|
Главная >> Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В. |
|
Планирование в системе управления финансами фирмы
Учет специфики деятельности фирмы при составлении финансового планаАмортизация имущества является величиной, которая не предопределяется жестко закрепленной и не поддающейся корректировке, поскольку существующее законодательство предлагает на выбор методы начисления амортизации. Однако выбрав определенный метод в начале проекта, лизингодатель в дальнейшем лишается права оперативного изменения указанной величины, поскольку, согласно нормативным документам, корректировка метода амортизации не допускается. Налог на имущество фактически является производной величиной от остаточной стоимости; принципы начисления и уплаты этого налога жестко закреплены законодательно. Расходы по текущей деятельности лизингодателя, в принципе, могут им контролироваться, и их изменение будет оказывать влияние на финансовый результат. Однако, как правило, текущие расходы лизингодателя (арендная плата, заработная плата и т. д.), во-первых, не так просто уменьшить при необходимости или желании, а во-вторых, не всегда это можно провести достаточно оперативно. Затраты на оплату процентов по кредитам могут быть изменены относительно ранее установленного графика. Правда, подобное действие не всегда возможно, а кроме того, изменения, которые потребуется сделать для того, чтобы величина процентных платежей оказала желаемое действие на финансовый результат, наверняка потребуют от лизингодателя значительных денежных оттоков в погашение кредитов. Как известно, расходам противостоят доходы. На рис. 10,5 показано, что в качестве таковых для лизингодателя выступает сумма лизинговых платежей, величина которых в разрезе конкретных периодов довольно вариабельна. Действительно, предусматривая в договоре ту или иную схему лизинговых платежей, лизингодатель в состоянии самостоятельно определить выручку от лизинговой деятельности в каждом периоде с целью получения желаемого финансового результата указанного временного интервала. Таким образом, корректируя величину выручки в каждом периоде и соотнося подобные действия с составлением прогнозных форм отчетности, можно добиться необходимого финансового результата в указанном периоде и тем самым избежать его неблагоприятных колебаний, приводящих к излишнему оттоку денежных средств (см. рис. 10.4). Указанные действия возможны лишь в том случае, когда конкретный проект описывается не только в терминах простого соотнесения прогнозных доходов и расходов, а представляется в прогнозных формах отчетности непосредственно с помощью процедуры бухгалтерского учета. Указанные формы отчетности позволяют четко исчислить реальный финансовый результат и определить взаимоотношения с бюджетом по налогам в каждом периоде и в целом по проекту, в то время как простое бюджетирование лизингового проекта путем анализа денежных потоков не учитывает специфику расчетов с бюджетом. В рамках нашего утверждения небезынтересным представляется то обстоятельство, что некоторые специалисты, занимающиеся вопросами бюджетирования, весьма категорично заявляют, что «система бюджетирования не должна базироваться на бухгалтерском учете» [Хрупкий, Сизова, Гамаюнов, с. 13]. В качестве аргументов утверждается, что существующая в России практика ведения двойной бухгалтерии сводит на нет все потуги бюджетирования с использованием бухгалтерских процедур. В этой связи хочется отметить, что процедура бухгалтерского учета, основанная на принципе двойной записи, не зависит от экономических реалий, сложившихся на практике. То обстоятельство, что какая-та часть бизнеса в той или иной мере скрыта от посторонних глаз, не выводит указанные хозяйственные ситуации за рамки двойной записи. Более того, применение механизма двойной записи может только способствовать уменьшению налоговой нагрузки. Целью составления прогнозных форм отчетности и последующей корректировки финансового результата является уменьшение реальных денежных оттоков в бюджет государства. В результате проведенного анализа можно сформулировать ряд рекомендаций в отношении последовательности шагов по осуществлению бюджетирования и формирования оптимального бюджета. Во-первых, предложенные подходы могут применяться как к новым проектам лизинга, так и к системе уже существующих лизинговых договоров. Проведение подобной процедуры оптимизации крайне желательно в том случае, когда в действующей компании осуществляется лизинговый проект, который по масштабам значительно превышает любую другую сделку этой компании. Во-вторых, очевидно, что бюджет может формироваться разными способами и в разном виде, однако, по нашему мнению, наиболее оптимальный вид бюджет имеет в случае представления его как комплекта трех прогнозных форм отчетности лизингодателя (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств), трансформированных в определенной степени и с учетом специфики бизнеса. При этом в процессе финансового планирования рекомендуется составлять бюджет лизингового проекта с использованием логики и техники двойной записи, благодаря чему можно обеспечить оптимальные финансовый результат и денежные потоки. Справедливости ради следует отметить, что указанный процесс оптимизации на основе техники двойной записи весьма трудоемок, особенно вначале, однако по мере составления последующих бюджетов процедура заметно упрощается в связи с однотипностью операций. В-третьих, параллельно с составлением бюджета компании формируется весьма приблизительное, но все же довольно информативное и наглядное описание- проекта, заключающееся в соотнесении денежных потоков лизингодателя в целом по проекту. В результате описанной схемы бюджетирования денежных потоков мы получаем конечный желаемый результат сделки. Возможные несовпадения между указанными бюджетами будут несущественными и объясняются прежде всего спецификой в расчетах и начислении налога на прибыль. При простом соотнесении доходов и расходов лизингодателя в рамках проекта определенный в конце операции результат фактически представляет собой прибыль лизингодателя, которая подлежит обложению налогом на прибыль по существующей ставке путем простого умножения. В то же время при составлении бюджета компании на основе двойной записи в расчет принимается и внутригодовая специфика в начислении налога на прибыль; в частности, это могут быть колебания финансового результата, когда в одном периоде лизингодатель признает прибыль, а в следующем — убыток, и т. д. В-четвертых, дальнейшая цель бюджетирования лизингодателя состоит в соответствующей корректировке показателя прибыли по периодам с намерением нивелировать возможные колебания данного показателя и неблагоприятные оттоки по налогу на прибыль. Следует задать некий желаемый и постоянный уровень прибыли в каждом отчетном периоде. Постоянное генерирование прибыли на протяжении всего отчетного периода без провалов финансового результата должно обеспечить лизингодателю, как ни странно, наименьший отток по налогу на прибыль. Корректным уровнем финансового результата будет величина прибыли лизингодателя, определенная путем арифметического сопоставления денежных потоков, деленная на количество периодов проекта. В-пятых, после определения уровня желаемой прибыли происходит корректировка возможных показателей, влияющих на величину прибыли отчетного периода. В рамках бюджетирования лизинговой деятельности наиболее эффективным и в то же время относительно простым является корректировка лизинговых платежей в каждом отчетном периоде. Действительно, корректно распределив лизинговые платежи по периодам, соотнеся их с соответствующими оттоками и затратами, лизингодатель может добиться желаемого финансового результата и, соответственно, требуемого уровня налогообложения прибыли. Заканчивая описание методики бюджетирования, уместно сформулировать ряд общих рекомендаций в отношении системы финансового планирования в лизинговой компании. Дело в том, что в процессе формализации и аналитического описания бюджетирования лизингового проекта целесообразно придерживаться в явном или неявном виде определенных принципов финансового планирования лизингодателем. Сформулируем их. 1. Несмотря на внушительные показатели объемов реализации лизинговых услуг, объемов закупки оборудования и кредитования, возможность осуществления текущих расходов лизингодателя ограничена размерами комиссионного вознаграждения. На практике фактически 95% всей суммы лизинговых платежей в той или иной степени поступают от лизингополучателя как возмещение инвестиционных затрат лизингодателя. 2. Величина комиссионного вознаграждения, входящая в состав лизинговых платежей, в явном виде фигурирует только в финансовых расчетах и напрямую в бухгалтерском учете не идентифицируется. В связи с этим для лизингодателя, постоянно оказывающего услуги по приобретению и сдаче имущества, целесообразен отдельный контроль именно за величиной комиссии в каждом договоре лизинга. Величина суммарной комиссии лизингодателя должна ограничивать бюджет текущих расходов организации. 3. При организации финансового планирования во вновь созданной лизинговой компании следует особое внимание обращать на взаимоотношения с бюджетом по НДС. В начальном периоде лизинговой сделки сумма предъявляемого к возмещению из бюджета налога превосходит сумму налога в составе периодических лизинговых платежей. Таким образом, у лизингодателя аккумулируются временно свободные денежные средства, которые целесообразно использовать либо для ускоренного погашения обязательств, либо в качестве источника временного дохода (например, разместив их на банковском депозите). 4. Лизингодатель, постоянно осуществляющий свою деятельность по приобретению имущества для сдачи в лизинг, фактически на неопределенный срок отодвигает платежи по НДС. В результате, как уже отмечалось, на расчетном счете лизингодателя аккумулируются денежные средства, причем их величина на начальной стадии может существенно превышать размеры комиссионного вознаграждения, которое, по идее, должно остаться у лизингодателя после осуществления сделки и уплаты налога на прибыль. Подобное относительное финансовое благополучие не должно вводить в заблуждение. С началом фактических выплат НДС денежные средства лизингодателя уменьшаются быстрыми темпами. 5. При организации финансового планирования лизинговой деятельности первостепенное внимание следует уделять колебаниям финансового результата лизингодателя по периодам. Неправильное распределение лизинговых платежей, когда в одном периоде лизингодатель признает прибыль, а в другом убыток, обязательно приведет к возрастанию фактических отчислений налога на прибыль в бюджет. Таким образом, минимизация оттоков по налогу на прибыль будет достигнута в случае, когда лизингодатель постоянно генерирует относительно небольшую прибыль на протяжении срока лизинга. 6. Целесообразно планировать лизинговые проекты не только с помощью бюд- , жетирования потока денежных средств, но и путем составления прогнозных форм i отчетности для каждого отчетного периода. Эти формы обеспечат реальную по- ' мощь в корректировке показателей лизингодателя, оказывающих свое влияние на величину налогооблагаемой прибыли. Указанный процесс должен вестись не от случая к случаю, а постоянно, с тем чтобы оперативно корректировать возможные денежные потоки. Составление указанных форм на основе Двойной записи — процесс трудоемкий, но в случае постоянного их ведения и обновления затраты времени и труда ощутимо снижаются. Кроме того, только составление отчетных бюджетных форм может предсказать колебания финансового результата и величины налога на прибыль. 7. Косвенным показателем неудовлетворительного финансового планирования в лизинговой компании является наличие дебетового сальдо по взаимоотношениям с бюджетом по налогу на прибыль по окончании конкретного отчетного года, В определенном смысле это может свидетельствовать как о неблагоприятном сложившемся финансовом положении (например, резко возросли текущие расходы компании, в то время как ее доходы остались неизменными), так и о некорректном распределении платежей по периодам, когда вначале лизингодатель признает прибыль, а впоследствии — убыток. 8. При планировании денежных потоков следует уделять внимание взаимоот* ношениям с бюджетом по налогу на имущество. В крупных лизинговых проектах, особенно на начальной стадии, когда имущество имеет большую остаточную стоимость, величина налога на имущество весьма значительна. Необходимо принимать во внимание, что начисление и уплата данного налога, как правило, происходят в разные месяцы. В связи с этим для избежания колебаний финансового результата корректировка выручки лизингодателя должна осуществляться с учётом периода начисления данного налога. 9. Современная деятельность лизинговых компаний часто предполагает получение лизингодателем в первый месяц лизинга своего рода аванса в размере до 40% стоимости имущества. В классическом понимании полученный авансовый платеж за несколько месяцев в дальнейшем предполагает в течение указанного периода отсутствие текущих платежей. Лизинговые компании на практике просто включают истребуемую сумму в первый платеж, несколько скорректировав последующие платежи; таким образом, все платежи по графику непосредственно включаются в выручку соответствующего периода. В результате график платежей выглядит весьма неравномерным: существенная величина выручки первого месяца проекта и относительно небольшие оставшиеся платежи. Желание лизингодателя перестраховаться и получить уже в первые месяцы проекта значительную сумму впоследствии может привести к неблагоприятным финансовым результатам, когда относительно большая начальная прибыль компенсируется в дальнейшем значительным убытком. По возможности необходимо избегать указанных колебаний лизинговых платежей. В идеале они должны соответствовать списываемым на себестоимость суммам с целью получения равномерного финансового результата. Завершая раздел, заметим, что рассмотренная методика требует от финансового менеджера определенной подготовки в области бухгалтерского учета, однако, на наш взгляд, это не должно рассматриваться как непреодолимый фактор. (Напомним: в современном бизнесе грамотное и эффективное исполнение финансовым менеджером своих обязанностей невозможно без четкого понимания сути операций бухгалтерского учета. Более того, функциональные обязанности финансового
|
|
|