|
|
Главная >> Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В. |
|
Глава 4. Финансовые рынки и институты в контексте деятельности фирмы
Индикаторы на рынке ценных бумагРоссийский рынок ценных бумаг находится в стадии становления: биржевые сделки нерегулярны, заключаемые контракты нередко носят искусственный характер и т. п. Тем не менее уже имеется опыт разработки отечественных фондовых индикаторов. В частности, можно упомянуть об индексах Российской торговой системы и Московской межбанковской валютной биржи (подробнее см.: [Котелкин, с. 308—3121). Помимо фондовых индексов, одним из важнейших элементов квалифицированного информационного обеспечения участников фондовых рынков, особенно в плане развития практики портфельных инвестиций, играют системы рейтингования ценных бумаг. В экономически развитых странах функционируют специализированные агентства, занятые в том числе обработкой и анализом данных фондовых рынков и разработкой разного рода рейтингов ценных бумаг по уровню риска и доходности. Приводимые ими классификации ценных бумаг помогают инвесторам формировать портфели с устраивающими их характеристиками. Система рейтинговых оценок ценных бумаг сложилась в США уже в начале XX в. Агентство «Moody’s», являющееся дочерней компанией известной фирмы «Dan & Bradstreet, Inc.», было основано в 1909 г. Его рейтинги охватывают почти в два раза больше ценных бумаг по сравнению с рейтингами «Standard & Poor’s» (дочерняя компания фирмы «McGraw-Hill, Inc.»). Третьим но значимости агентством считается «Fitch Investors Service, Inc.». Однако в последние годы широкую известность в профессиональных кругах подучили рейтинги, предоставляемые агентством «Daff and Phelps». В Европе систему рейтинговых оценок стали разрабатывать значительно позднее. Так, в Великобритании система рейтинговых оценок облигаций была создана лишь в 1973 г. Рейтингованию подвергают прежде всего облигации. Под процедурой рейтингования облигаций (Bond Ratings) понимается присвоение облигации некоего условного индикатора, осуществляемое в результате ранжирования всех обращающихся на данном рынке облигаций по степени надежности их эмитентов с позиции выполнения условий, означенных в проспекте эмиссии. Присвоенный рейтинг является неким сертификатом качества, на который могут ориентироваться ленде- ры, т. е. потенциальные поставщики финансовых ресурсов, на условиях срочности. Идее рейтингования уже более 100 лет, а ее воплощением занимаются многие информационно-аналитические агентства; наибольшую известность в финансовом мире имеют рейтинги трех агентств: «Standard and Poor’s», «Moody’s» и «Fitch Investors Service» (табл. 4.3).
Из приведенной классификации ясно, что к классу ценных бумаг высшего класса надежности и инвестиционной привлекательности относятся облигации, имеющие рейтинги Ааа, Аа, ААА и АА. С уменьшением рейтинга повышается риск владения данной ценной бумагой, т. е. она становится все более спекулятивной. Облигации, не имеющие рейтинга, называются высокодоходными (high-yield bonds) или «мусорными» (junk bonds). Отметим в заключение, что аналогичные подходы применяют и к рейтингованию отдельных стран и регионов. Подобные рейтинги имеют огромное значение при получении заимствований в международных финансовых институтах, а также оказывают влияние на котировки ценных бумаг эмитентов на зарубежных фондовых биржах.
|
|
|