|
|
Главная >> Методы теории принятия решений. Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В. |
|
Методы теории принятия решений
Анализ чувствительностиРаздел написан совместно с О. Н. Волковой. В условиях неопределенности, что характерно для деятельности фирмы, заранее нельзя точно предсказать, каковы будут фактические значения той или иной величины через некоторое время. Однако для успешного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия желательно предусмотреть изменения, которые могут произойти в будущих ценах на сырье и конечную продукцию предприятия, возможное падение или увеличение спроса на товары, производимые предприятием, и т, п. Для этого выполняется аналитическая процедура, называемая анализом чувствительности. Часто этот метод используется при анализе инвестиционных проектов, а также при прогнозировании величины чистой прибыли предприятия. Рассмотрим суть данного метода на модели, описывающей взаимосвязь между чистой прибылью фирмы (Рn) и совокупностью укрупненных факторов, характеризующих доходы и расходы. Одно из простейших представлений может быть таким:
Табличное представление модели (5.9), а также базовый вариант расчета прибыли приведены в таблице.
В условиях приведенных данных и сделанных обозначений формулу (5*12) можно преобразовать следующим образом:
Анализ чувствительности заключается в определении того, что будет, если один или несколько факторов изменят свою величину. Теоретически число сочетаний значений факторов бесконечно велико, поэтому анализ одновременного их изменения выполнить вручную исключительно сложно; задача облегчается с привлечением компьютера. Рассмотрим логику и технику оценки чувствительности чистой прибыли на примере изменения лишь одного фактора (например, объема продаж) при неизменности всех остальных. Оценка выполняется с помощью дифференцирования, а значение производной no q для модели (5.13) имеет вид
Подставляя в (5,14) исходные данные, можно найти, на сколько изменится прибыль при изменении количества реализованных экземпляров на единицу. (500 - 300)(1 - 0,76) = 152 руб. Таким образом, каждая единица реализованной продукции делает вклад в прибыль в сумме 152 руб. (при условии превышения критического объема продаж)2. Можно убедиться в правильности данного вывода, выполнив прямой расчет но исходным данным, когда объем реализованной продукции отклоняется на единицу от базового варианта, равного 1000 ед. (см. таблицу). 2Понятие критического объема продаж будет рассмотрено в разд. 14.2.
Анализ чувствительности позволяет определить силу реакции результативного показателя на изменение независимых, т. е. варьируемых, факторов. На практике распространен один из вариантов анализа чувствительности, когда построенную модель рассматривают для трех ситуаций — наилучшая, наиболее вероятная, наихудшая (в англоязычной литературе этот вид анализа носит название bop-analysis — от слов best, optimistic, pessimistic). Примеры подобного анализа будут приведены в разд, 17.8,
|
|
|