|
|
|
Химия 11 класс
ЗаключениеВот вы и закончили изучение химии в школе и, вполне вероятно, в высшей школе больше не встретитесь с этой удивительной и важной наукой, играющей огромную роль в жизни современного общества. Ведь нет ни одной области человеческой деятельности, в которой бы не участвовали вещества, материалы или химические процессы. Например, около 90% энергии, которую производит и потребляет человечество, — это результат химических реакций. Практически всё, что выпускает современная промышленность и сельское хозяйство, связано с участием химии. Вы, наверное, также смогли убедиться и в том, что различные «химические страшилки», о которых ежедневно сообщают средства массовой информации: кислотные дожди и техногенные химические катастрофы, дымовые завесы над промышленными предприятиями и мегаполисами, озоновые дыры, парниковый эффект и многое другое, — это не столько химия, сколько её незнание и игнорирование особенностей свойств веществ и реакций, помноженные на безудержную погоню за прибылью. Бережное отношение к окружающему миру, любовь к ближнему и элементарные химические знания, без которых не обойтись ни экономисту, ни юристу, ни инженеру, ни специалисту любой другой профессии, — вот залог грамотного и эффективного использования достижений химии и химической промышленности. Велика роль химии не только в области точных и естественных, но и гуманитарных наук, и дело здесь не только в создании новых красок, лаков и материалов, которые широко используют современные художники и скульпторы, но и в формировании совершенно иного, более глубокого и образного восприятия окружающего мира. Без химической компоненты научная картина мира будет отнюдь не научной и неполной. Гуманитарий без знания естественных наук ущербен и беден. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология, в свою очередь, не могут плодотворно и динамично развиваться без гуманитарных знаний. Вот яркий пример: великий физик А. Эйнштейн утверждал, что ему для создания теории относительности русский писатель Ф. Достоевский дал больше, чем выдающиеся математики мира. Вы, стоя на пороге первого важнейшего в вашей жизни выбора — будущего профиля в высшей школе или профессии в среднем специальном учебном заведении, — должны понимать, что современный человек, будь то гуманитарий, естествоиспытатель, программист или конструктор, несостоятелен без знания химии. Над чем работают современные учёные-химики? Продукция химической промышленности нужна буквально всем. Разве можно современную жизнь представить без бумаги, стекла, новых материалов и технологий, генной инженерии и т. д. А ведь это всё прикладные аспекты химии. Современное землепользование немыслимо без минеральных удобрений, производство которых исчисляется сотнями миллионов тонн. Это одна из самых крупных ветвей современной индустрии — промышленность минеральных удобрений. Мы, как и всё живое на Земле, живём в океане азота, но большинство растений не могут его напрямую использовать. Растения потребляют азот не в свободном, а в связанном виде — в виде катиона аммония, а также нитрат- или нитрит-анионов. Для химического связывания азота используется аммиачное производство, основу которого составляет огромная, высотой с трёхэтажный дом колонна синтеза аммиака (см. рис. 106 на с. 140), заполненная катализатором, где во время процесса бушуют температуры 400—500 °С и создаётся давление около 500 атм. А на корешках бобовых растений живут так называемые клубеньковые бактерии, которые при обычной температуре и обычном давлении спокойно превращают атмосферный азот в усвояемую форму. Над созданием аналогичных технологий человечество бьётся уже много десятилетий, но тщетно. Однако нет никаких сомнений, что и эта проблема будет решена химиками.
|
|
|