Главная >> Химия 11 класс. Габриелян

Глава первая. Углеводороды и их природные источники

§ 7. Полимеры (окончание)

Не менее распространён и такой важный для литосферы полимер, как оксид алюминия. Чаще всего оба эти полимера образуют минералы, имеющие общее название алюмосиликаты. К ним относятся, например, белая глина (каолин), полевые пшаты, слюда (рис. 48).

Почти все минералы и горные породы представляют собой природные полимеры.

Природные формы оксида кремния (IV): а — кварц; б — кремнезём; в — горный хрусталь; г — агат

Алюмосиликаты: а — каолин; б — полевой шпат; в — слюда

Среди неорганических полимеров встречаются и волокна.

К минеральным волокнам (рис. 49, а) относят асбест, издавна известный на Руси под названием «горный лён». Из него на предприятиях хозяина «Каменного пояса» (так нередко называли Уральские горы), промышленника и предпринимателя П. Н. Демидова изготавливали несгораемое бельё, которое тот в качестве экзотических презентов дарил знатным людям, в том числе и императрице Екатерине Великой.

Асбест в наши дни используют для производства тепло- и огнезащитных химически стойких и других технических изделий и тканей (рис. 49, б).

На этом материале вы смогли убедиться, что химия полимеров — это универсальная химическая категория, а её понятия: «мономер», «полимер», «структурное звено», «степень полимеризации» (вспомните, что это такое) — одинаково применимы как в органической химии, так и в неорганической.

К минеральным волокнам относят асбест

§ 7. Задания

1. Что такое полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации? При ответе используйте знания, полученные из курса органической химии.

2. Какие биополимеры вы знаете? Охарактеризуйте их с использованием понятий, перечисленных в первом вопросе.

3. Вспомните из курса органической химии особенности строения, свойств и применения крахмала и целлюлозы. Сравните их.

4. Что такое пластмассы? На какие группы их делят: а) по отношению к нагреванию; б) по происхождению; в) по типу реакции, с помощью которой получают полимер?

5. Вспомните, что такое полимеризация и поликонденсация. Сравните их. Приведите примеры. При ответе на этот вопрос используйте знания как по органической химии, так и по общей биологии.

6. Что такое волокна? На какие группы их делят? Приведите примеры и расскажите о значении конкретных представителей каждой группы.

7. Запишите уравнение реакции полимеризации вещества, выделяемого тропическим жуком в случае опасности.

8. Подготовьте сообщение на тему «Синтетические полимерные материалы и их роль в современной технике», используя ЦОРы и различные источники информации.

9. Подготовьте сообщение по материалам таблицы, приведённой в параграфе, о роли термопластов и термореакто- пластов в жизни современного общества.

10. Какие неорганические полимеры вам известны? Что общего в их строении? Какую роль они играют в неживой природе?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru