|
|
|
Введение
Предмет химии. ВеществаЛабораторный опыт № 1Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворовСравните, используя приведённый на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ: вариант 1 — кристаллических сахара и поваренной соли; вариант 2 — глюкозы и лимонной кислоты. Зная свойства веществ, человек может использовать их с большей пользой для себя. Например, рассмотрим свойства и применение алюминия (рис. 6).
Благодаря лёгкости и прочности алюминий и его сплавы применяют в самолёто- и ракетостроении, недаром алюминий называют «крылатым металлом». Лёгкость и хорошую электропроводность алюминия используют при изготовлении электрических проводов для линий электропередачи (ЛЭП). Теплопроводность и неядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды. Неядовитость и пластичность позволяют широко применять тоненькие листы алюминия — фольгу — в качестве упаковочного материала для шоколадных плиток, чая, маргарина, молока, соков, других продуктов, а также для лекарственных средств, помещённых в контурные ячейки. Внедрение алюминиевых сплавов в строительстве повышает долговечность и надёжность конструкций. Эти примеры иллюстрируют то, что из одного вещества — материала (алюминия) можно изготовить различные физические тела. Алюминий способен гореть ослепительным пламенем (рис. 7), поэтому его используют при проведении красочных фейерверков и изготовлении бенгальских огней (вспомните рассказ Н. Носова «Бенгальские огни»). При горении алюминий превращается в другое вещество — оксид алюминия.
1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
1. Филео (греч.) означает «люблю», фобос — «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях. 3. Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь — железный гвоздь. 4. Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, — которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам. 5. Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие. 6. Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2 на с. 5, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам. 7. Какое понятие более широкое — «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ. 8. Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где — как о простом веществе: а) кислород мало растворим в воде;
9. Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где — как о химическом элементе: а) водород входит в состав большинства органических соединений;
10. Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере: а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.
|
|
|