|
|
|
Введение
§ 2. О понятиях и теориях химииПеречислите источники химических знаний, существовавшие до возникновения науки химии. С какими другими науками химия связана наиболее тесно? Какие теории физики вам известны? В химии, как и в любой другой науке, используют специальные слова, или термины, обозначающие научные понятия. Важнейшими из них являются химический элемент, вещество, химическая реакция, химическая технология. Значение этих понятий можно показать с помощью следующих упрощённых рассуждений. На данный момент известно более 110 видов атомов. Каждый вид атомов называется химическим элементом. Все вещества построены из атомов различных химических элементов. Вещества в химии получают и исследуют с помощью химических реакций. Рассмотрим соотношение понятий: вещество — атом — химический элемент. Для полноты рассуждений придётся воспользоваться понятием «молекула», которое уже знакомо вам из курса физики. Представьте себе ароматный ванильный торт или плитку ванильного шоколада. Характерный приятный запах обусловлен тем, что в эти продукты добавлен ванилин — вещество, содержащееся в стручках ванили плосколистной, растения семейства орхидных, произрастающей в Мексике и на Мадагаскаре (рис. 11).
После специальной обработки на стенках стручков образуются блестящие кристаллы ванилина. Их-то и добавляют в кондитерские изделия. Вещество ванилин состоит из одинаковых, довольно сложных молекул (изображение модели молекулы вы видите на рис. 11, 4). В образовании каждой из молекул ванилина участвуют атомы трёх химических элементов: водорода, кислорода и углерода. Условно мы изобразили их шариками разного радиуса и окраски. Все молекулы ванилина, как и любого другого вещества, одинаковы. Они состоят из определённого числа атомов химических элементов, образующих эти молекулы.
Из атомов тех же химических элементов: водорода, кислорода и углерода, но соединённых в иных соотношениях и ином порядке, состоят сотни тысяч других веществ, например молекулы этилового спирта, молекулы щавелевой кислоты, содержащейся в щавеле, ревене, шпинате, незрелых яблоках и др. (рис. 12). Уже на этих примерах видно, что для изучения особенностей различных веществ в первую очередь необходимо более подробно познакомиться с содержанием таких понятий, как атом, молекула, химический элемент. Путь развития химического знания был очень долог и сложен. Для объяснения фактов, полученных при различных наблюдениях, в химическом эксперименте, учёные создавали теории, которые служили некоторое время, а затем становились «тесными» для вновь открываемых и накапливаемых знаний. Под теорией принято понимать такую совокупность научных идей и положений, которая способна объяснять известные научные факты и давать прогноз по применению и дальнейшему развитию научных знаний. Когда новые экспериментальные данные и научные разработки вступают в противоречие с существующей теорией, возникает необходимость создания новой, более совершенной теории, и это повторяется неоднократно; каждая предшествующая теория служит основой для новой теории. И каждая теория вносит свой вклад в развитие химического знания. На рисунке 13 представлено лишь несколько из важнейших теорий химии.
Постоянное совершенствование теоретических знаний проявилось в постепенном обогащении и уточнении содержания многих химических понятий. В школьном курсе химии невозможно, да и не нужно знакомиться со всеми теориями химии. В курсе 8 класса мы ограничимся изучением основ двух важнейших теорий: атомно-молекулярного учения и теории электронного строения вещества. Вопросы и задания 1. По учебнику физики повторите основные положения атомно-молекулярного учения. 2. Какое значение имеют теории и понятия для понимания химических явлений и для развития науки?
|
|
|