|
|
|
Глава 6. Основные классы неорганических соединений
§ 33. Соли: состав и номенклатураС какой солью вы постоянно встречаетесь в быту? Какие другие соли вам известны? Что вы можете сказать о составе солей? Вы познакомились с составом кислот, выучили их названия. Надо переходить к изучению их свойств. Однако в результате многих химических реакций образуются сложные вещества, относящиеся к классу солей. Поэтому вам необходимо познакомиться с составом солей, их общими признаками, овладеть приёмами составления их формул и названий.
Общая формула солей (Ау — обозначение кислотного остатка):
Примеры: KNO3, Na2SO4, Mg3(PO4)2. Формулы солей составляют на основании учёта валентности металла и кислотного остатка. Рассмотрим примеры составления формул и названий солей.
Например: нитрат железа (II) — Fe(NO3)2, хлорид алюминия — АlСl3, сульфат натрия — Na2SO4. Важным физическим свойством солей является их растворимость в воде. Сведения о растворимости солей содержатся в таблице растворимости. Задание. Рассмотрите таблицу растворимости солей. Какие выводы о растворимости солей вы можете сделать? По всей вероятности, вы обратили внимание на то, что растворимы все соли азотной и уксусной кислот, а также соли натрия и калия. Это следует за помнить. При решении вопроса о растворимости в воде других солей придётся пользоваться таблицей растворимости. Многие соли применяются в быту (поваренная соль, сода), в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений и в промышленности при производстве стекла, моющих средств, взрывчатых веществ. Основные понятия Соли • Номенклатура Вопросы и задания 1. Формулы только солей приведены в ряду
2. Расставьте индексы и дайте названия веществам: Zn...Cl... , Mg...NO3... , Ca...PO4... , Al...S... , Na...SiO3... , Na...NO3... . 3. Составьте формулы следующих солей: нитрат меди(II), хлорид меди(II), хлорид ртути (II), силикат магния, фосфат калия, сульфат кальция. 4. Работая с одним из вариантов малого химического тренажёра (табл. 20), выполните следующее: а) определите принадлежность каждого соединения к одному из классов неорганических соединений; б) назовите каждое вещество; в) определите валентность кислотных остатков в формулах солей и кислот; г) определите растворимость соединений по таблице растворимости; д) проверьте себя: сколько веществ из перечисленных в данном варианте вам хорошо знакомы (т. е. вы можете описать их физические свойства).
Результаты работы обсудите в малой группе.
|
|
|