Главная >> История России 6 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века

 

§ 7. Культура Древней Руси

Особенности культуры Древней Руси

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

В каких памятниках древнерусской культуры ощущается византийское влияние? В чём оно проявляется?

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

C чем были связаны патриотические мотивы в культуре этого периода?

Устное народное творчество

С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное творчество — песни, сказки, былины. Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем. Художник В. М. Васнецов

Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, весёлый и сметливый Алёша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоевания, крещения иноверцев, русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

    Вы гюстойте-тко за веру, за отечество,
    Вы ностойте-тко за славный стольный Киев-град.

Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.

Письменность и грамотность

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.

Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времён Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. В XI веке многие грамотные русские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

Русская азбука на береете, найденная археологами в Новгороде

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой корой — берестой.

Литература

В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.

Нестор-летописец. Скульптор М. М. Антокольский

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написанные его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?»

Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Ещё до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митрополит — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова — торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесённое в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. В первой части своего произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Во второй части — «Похвала князю Владимиру» — он славит Владимира, крестителя Руси. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, которого Иларион изображает как достойного продолжателя дела Владимира. При этом через всё произведение красной нитью проходит идея величия Руси, её особой роли в христианском мире.

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru