Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 2. Общество как мир культуры

 

§ 13. Наука и образование (окончание)

Образование как система

Образование в большинстве стран мира представляет сегодня целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки. Система образования в нашей стране включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование различного уровня.

Дошкольное образование осуществляется в семье и в специальных учреждениях — яслях, детских садах. Школьное образование выступает основой всей образовательной системы. Российская Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность этого образования. К обязанностям родителей относится необходимость обеспечить получение их детьми основного общего образования (1—9 классы).

Образование как система

Сегодня всё большее количество выпускников школ стремятся получить высшее образование. Новшеством последних лет стало введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным экзаменом за среднюю школу и вступительным экзаменом в вуз. Обязательными экзаменами являются испытания по русскому языку и математике. В зависимости от избранного направления дальнейшего обучения выпускники выбирают экзамены по другим предметам. Единый экзамен по обществознанию, как правило, сдают около половины выпускников школ. Студентов в нашей стране довольно много. В 2011 г. их было 6,5 млн человек. К постпрофессиональному (постдипломному) образованию относится обучение в аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.

Помимо учебных классов и студенческих аудиторий, многие дети, подростки, молодые люди посещают различные кружки и секции в школах и домах творчества, молодёжных студиях, а также музыкальные, художественные, спортивные школы. Такие занятия входят в систему так называемого дополнительного образования.

В начале XXI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой — достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, отражая общенациональные интересы, учитывает и общие тенденции мирового развития.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

    — в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
    — в подготовке не только образованных, но и нравственных людей (вспомним слова составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»);
    — в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
    — в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.

Словарь

Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.

Универсальность — всеобщность, разносторонность.

Практические выводы

1. Проявляйте интерес к новым достижениям науки и техники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.

2. Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в её выборе вам помогут учителя, библиотекари). Читайте жизнеописания учёных, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».

3. Если вы задумали посвятить свою жизнь научному труду, помните слова древних: «В науке нет царского пути». Это означает, что работать придётся много и зачастую в непростых условиях. Но если вы всё взвесили и приняли осознанное решение стать научным работником, не сходите с дистанции.

4. Самообразование — ваш постоянный спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно составлять личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

По материалам статьи отечественного исследователя В. Г. Марача «Образование на рубеже веков».

«Важнейшим из искусств» в эпоху глобализации становится Интернет. В чём опасность Интернета для образования? По мнению ряда исследователей, стираются грани между знанием и информацией. Кроме того, Интернет становится средством удержания людей вне процесса деятельности, что, в конечном счёте, приводит к упадку мышления.

Несмотря на провозглашаемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Учащиеся охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются неспособны различать, когда думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скачанную накануне информацию.

По материалам интернет-сообщений.

Учёные университета канадского города Калгари провели исследование. Они сравнили навыки чтения людей, предпочитающих читать книги и газеты, и тех, кто привык усваивать информацию в электронной форме, много общаться в Интернете. Оказалась, что испытуемые из второй группы хуже усваивают и запоминают новые слова. Электронное общение предполагает определённый круг людей с ограниченной специфической лексикой, а люди, читающие газеты, постоянно совершенствуют свой язык. Кроме того, в ходе исследования «электронщики» знают и используют меньшее количество слов.

Вопросы и задания к документу

1. В чём учёные видят опасность Интернета для обучения детей? 2. Согласны ли вы с выводами учёных? Обоснуйте своё мнение.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое наука, каковы её главные функции? 2. Каковы основные черты большой науки? 3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? 4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества. 5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса? 6. Каковы основные положения этики учёных? 7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования? 8. Какова роль образования в современном обществе? 9. Почему самообразование — непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Задания

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент — основанная на науке ...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

Мысли мудрых

«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла».

А. Маслоу (1908—1970),
американский психолог

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru