Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 1. Личность подростка

 

§ 8. Выдающаяся личность

Уже у древних авторов мы находим описание героев — полководцев, монархов, которые и являются подлинными творцами истории. Одним из первых развернутое описание образа лидера-государя и практические советы для правителей дал итальянский философ и писатель Я. Макиавелли (1469 1527). Он считал, что государь для сплочения общества и поддержания порядка может использовать любые средства, в том числе — хитрость и силу. Французский историк Т.Карнеиль (1795—1881) полагал, что история — это результат деятельности героических личностей, а основная масса людей убога, не способна существовать без направляющего воздействия лидеров. Немецкий философ Ф. Ницше (1844— 1900) доказывал, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества, творят историю. Сверхчеловек это сильная, красивая личность, стремящаяся к лидерству. Воля к власти есть проявление его «творческого инстинкта». Такая личность стоит но ту сторону добра и зла. И может быть жестокой и снисходительной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей морали, так как мораль оружие слабых.

В каких формах может выражаться одаренность детей и подростков? Что помогает, а что мешает проявлению одаренности?

Некоторые уверены, что, для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным. Но гениальность — врожденная черта. Она может быть, а может и не быть. Гений, говорят, от природы или от Бога.

А выдающаяся личность сделала себя таковой сама — путем упорного труда и самообладания. Иногда выдающимся становятся вопреки своей природе. От рождения человек и ростом мог быть невелик, и внешностью обладал неподходящей, и музыкальных способностей не было, да еще и кривоногий, но добился поразительных успехов в философии или юриспруденции.

Одаренные дети встречались и раньше, встречаются и сейчас практически во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают либо развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества разви ты, а точнее сказать, привиты, воспитаны у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание, школьное образование и влияние общества. Иначе говоря, социальная среда.

Интересные факты

Широко известны факты раннего проявления способностей - музыкальных, художественных, математических, поэтических. Моцарт поразил знатоков своим музыкальным талантом, когда ему исполнилось 3 года. В 8 лет он создал свои первые симфонии. Н. Римский-Корсаков обратил на себя внимание необыкновенной музыкальной памятью в 2 года. С. Прокофьев выступил в качестве композитора уже в 8 лет. В этом же возрасте обнаружился художественный талант у Рафаэля, а у Микеланджело - в 13. Фарадей изготовил первую электрическую лампочку в 13 лет, а Эдисон начал заниматься изобретательством в 12. Н. Винер, основоположник кибернетики, в 14 лет получил ученую степень, а английский математик У. Гамильтон в 12 лет владел 12 языками.

А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Художественный талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а писательский С.Т. Аксакова в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности. Великий американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что гений — это 99% потения и 1% вдохновения. Но правильнее его слова отнести к великому, а не к гениальному человеку. Талант и гениальность — биологически врожденные умственные способности. Но великая личность — нечто иное. Выдающаяся личность — результат воспитания и работы над собой, преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и ire оправдали надежд. Они остались творчески одаренными личностями, но не стали выдающимися людьми.

В иерархии человеческих способностей и достижений ребенок может и должен встать па ступеньку выше папы и мамы. Наверное, прогресс человечества в том и состоит, что дети превосходят родителей. Ребенок не может стать гениальным или выдающимся только по желанию родителей или в мгновение ока, перепрыгнув через несколько ступеней эволюции.

По отношению к современному ребенку порой неприменимы те мерки, которыми оценивались способности ребенка в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче, чем считалось ранее.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru