Главная >> Биология 7 класс. Пасечник

Глава 2. Многообразие растительного мира

§ 32. Класс Двудольные (окончание)

Семейство Мотыльковые

Семейство Мотыльковые (Бобовые) насчитывает более 12 тыс. видов и включает однолетние и многолетние травы, кустарники и деревья. Среди них есть пищевые (фасоль, соя, арахис), декоративные (карагана, или жёлтая акация, робиния, или белая акация, глициния, душистый горошек), кормовые (клевер, люпин, люцерна), лекарственные (донник) и другие ценные растения (рис. 76).

Цветок мотыльковых имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков (2 из них сросшиеся). Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный, — парус, боковые — вёсла, 2 сросшихся нижних — лодочка. Пестик, расположенный внутри лодочки, окружён 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остаётся свободной. Формула цветка большинства мотыльковых: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1. Иногда все тычинки срастаются нитями (у люпина) или могут остаться свободными. Плод у мотыльковых — боб. Для мотыльковых растений характерны соцветия кисть (люпин, донник) и головка (клевер).

Листья мотыльковых растений различны у разных видов. У клевера листья тройчатые, у гороха, жёлтой и белой акации, вики — перистые, у люпина — пальчатые.

Горох посевной — типичное растение семейства мотыльковых, одно из древнейших культурных растений. Родина гороха — горы Афганистана и Северо-Западной Индии. Горох — однолетнее травянистое растение. Сложные листья гороха оканчиваются ветвистыми усиками, которые цепляются за опору и поддерживают тонкий слабый стебель. Цветок и плод имеют характерное для мотыльковых строение (рис. 77).

Семейство мотыльковых включает много ценных пищевых культур. К ним относятся фасоль, соя, чечевица, арахис. Семепа сои и арахиса, кроме белков, содержат много жиров.

Семейство Мотыльковые

Моя лаборатория

Лабораторная работа

Семейства двудольных

1. Используя рисунки § 32, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых).

2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2—3 растения семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых). При описании придерживайтесь следующего плана:

    1) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
    2) Отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
    3) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
    4) Отметьте особенности строения чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
    5) Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
    6) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Новые понятия

Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые

Ответьте на вопросы

1. Какие признаки характерны для растений семейства крестоцветных? 2. Какое строение имеют цветки розоцветных растений? 3. Каковы отличительные признаки паслёновых? 4. Какие культурные растения и по каким признакам относят к семейству бобовых? 5. Каковы характерные признаки семейства сложноцветных?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему соцветия многих сложноцветных на первый взгляд напоминают один цветок?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru