|
|
|
Древнерусская литература
Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова (страница 2)На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца16, а в них трепещут синии молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке Каяле, у Дона Великого. 16 ...черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца... - Черные тучи - символ половецких войск; четыре солнца - четыре князя, участвовавших в походе (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский - племянник Игоря и Всеволода - и Владимир, сын Игоря). О Русская земля! Уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога17, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят; половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами. 17 Вот ветры, внуки Стрибога... - славянский бог ветра. Яр Тур Всеволод! Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие. Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калеными, Яр Тур Всеволод! Что тому раны, дорогие братья, кто забыл честь и богатство, и города Чернигова отчий золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, свычаи и обычаи! Были века Трояновы, минули годы Ярославовы, были и воины Олеговы, Олега Святославича18. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани, а звон тот же слышал давний великий Ярослав, а сын Всеволода Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове. А Бориса Вячеславича похвальба на смерть привела19 на Канине зеленый саван постлала за обиду Олега, храброго и молодого князя. С той же Каялы и Святополк полелеял отца своего между венгерскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче20 засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждь-Божьего внука21, в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили. Хотят полететь на поживу! То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле! 18 Были века Трояновы, минули годы Ярославовы, были войны Олеговы, Олега Святославича. - Автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: «века Трояновы» - века язычества (до конца X в.), «годы Ярославовы» - период расцвета Киевской Руси, связанный с именем Ярослава Мудрого (середина XI в.); «войны Олеговы» - начало раздробленности и упадка, связанных с черниговским князем Олегом Святославичем.
Что мне шумит, что мне звенит издалека рано до зари? Игорь полки заворачивает22; жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы! Тут разлучились братья23 на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили24, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а древо с тоскою к земле приклонилось. 22 Игорь полки заворачивает... - здесь намек на обстоятельства пленения Игоря. В битве с половцами первыми дрогнули ковуи - черниговские воины, состоявшие из оседлых тюркских народностей. Игорь погнался за побежавшими ковуями, надеясь повернуть их: он даже снял с себя шлем, чтобы его узнали. На обратном пути к своему полку Игорь был взят в плен.
Уже ведь, братья, невеселое время настало; уже пустыня войско прикрыла. Встала обида в войсках Даждь-Божьего внука, вступила девою на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская, растревожила времена обилия. Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. О, далеко залетел сокол, птиц избивая, - к морю! А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя25 поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!» И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами на себя крамолу ковали, а поганые сами, с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора. 25 ...Карна и Желя... - поэтическое олицетворение скорби, печали, плача. Так и те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже зло пробудили, которое перед тем усыпил было отец их, Святослав26 грозный великий киевский, грозою своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами; пришел на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем, исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав. Тут Игорь князь пересел из золотого седла в седло рабское. Приуныли у городов забралы27, и веселье поникло. 26 ...отец их Святослав... - Святослав Всеволодович, двоюродный брат Игоря и Всеволода, киевский князь. Отцом он назван как феодальный правитель Киевского государства. В 1184 г. Святослав организовал успешный коалиционный поход на половцев. Было взято семь тысяч пленных вместе с ханом Кобяком.
А Святослав смутный сон видел28 в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня, говорил, черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесньска на лугу, были в дебри Кисаней и понеслись к синему морю». 28 А Святослав смутный сон видел... - Сон Святослава построен на символике похоронного обряда: синее вино, жемчуг - олицетворение слез и печали; доски (помост) разбирали для того, чтобы вынести покойника. В толковании сна бояре называют Игоря и Всеволода соколами, сравнивают их с солнцем, а Олега и Святослава - с молодым месяцем.
|
|
|