|
|
|
Пер. Д. С. Лихачева
Слово Даниила Заточника«Слово Даниила Заточника» считается одним из наиболее загадочных произведений Древней Руси; по сей день споры ученых ведутся вокруг адресата «Слова...», личности автора, в частности, его социального происхождения, а также литературных достоинств памятника. Точно не установлено и время написания: его относят к литературе XII-XIII в. СЛОВО
Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри1 и гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в пародах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью. 1 Псалтырь - здесь имеется в виду музыкальный инструмент. Был язык мой как трость2 книжпика-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние - младенцев о камень3. 2 Трость - отточенный кусок тростника, являвшийся одним из инструментов для письма в Византии, возможно, и в Древней Руси XI- XII вв.
Но боюсь, господине, осуждения твоего. Ибо я, как та смоковница проклятая4: не имею плода покаяния; ибо имею сердце - как лицо без глаз; и ум мой - как ночной ворон, на развалинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием5; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона6. 4 ...как та смоковница проклятая... - Согласно Евангелию, Иисус Христос при входе в Иерусалим проклял смоковницу (фиговое дерево), не дававшую плодов.
Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры,7 госпожи своей. 7 ...как рабыня Агарь от Сарры... - Согласно Библии, Сарра, жена Авраама, была бесплодна и предложила Аврааму взять на ложе рабыню Агарь. Та забеременела, начала ссориться с хозяйкой и была изгнана из дома. Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: «Просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного»; ибо писано: «Возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки». Ибо я, княже господине, как трава сорная, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым. Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных - не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей. Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а мне и утлы завалились, так как не расцвело счастье мое. Друзья мои и ближние отказались от меня, ибо не поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной, опуская руку со мной в солонку, а в несчастье как враги обретаются и даже помогают поставить мне подножку; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Поэтому-то не имей веры к другу и не надейся на брата. Не лгал мне князь Ростислав8 когда говорил: «Лучше мне смерть, нежели Курское княжение»; так и мужи говорят: «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете». Как и Соломон говорил: «Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду богат - гордостью вознесусь, если же буду беден - задумаю воровство или разбой...» 8 Не лгал мне князь Ростислав... - Здесь Даниил передает слова переяславского князя Андрея Владимировича Доброго (Лаврентьевская летопись под 1139 г.), приписывая их сыну Юрия Долгорукого - Ростиславу. Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, сын великого царя Владимира9, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего. 9 ...сын великого царя Владимира... - по-видимому, речь идет о Владимире Мономахе. Ибо, господине, богатый муж везде ведом - и на чужой стороне друзей держит, а бедный в своей стороне ненавидим ходит. Богатый заговорит - все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит - все на него закричат. Чьи ризы светлы, тех и речь честна. Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.
|
|
|