|
|
|
Пер. В. Ф. Ржиги
Летописная повесть о побоище на Дону (страница 3)И сказал Мамай сам себе: «Волосы наши разрываются, глаза наши не могут огненных слез источить, языки наши немеют, гортань моя пересыхает, и сердце останавливается, внутренности мои разрываются, колени мои изнемогают, а руки цепенеют». Что нам сказать или говорить, видя пагубную смерть? Одних разрубали мечом, других прокалывали сулицами19, третьих брали на копья. И оттого рыдания овладели москвичами. <...> 19 ...сулицами... - Сулица - короткое метательное копье. В девятый час дня взглянул Господь милостивыми очами на всех князей русских, и на крепких воевод, и на всех христиан, осмелившихся стать за христианство и не испугавшихся, как великие ратники. Видели верующие, как во время боя в девятый час ангелы помогали христианам и полк святых мучеников, воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых Бориса и Глеба, среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки и трижды солнечный полк и пламенные их стрелы, которые летели на них; безбожные же татары от страха Божия и от оружия христианского падали. И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его; братья Измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите непроторенными дорогами». И сам, обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде. И услышав это, все его темные власти и князья побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом Божиим и одержимые страхом, от мала до велика бросились в бегство. Христиане, видя, как татары с Мамаем побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без милости. <...> У самого же великого князя можно было видеть: все доспехи его избиты и пробиты, но на теле его не было ни одной раны; а бился он с татарами лицом к лицу, став впереди в первой схватке. Об этом многие князья с воеводами много раз говорили ему: «Князь господин, не становись впереди биться, но сзади, или на крыле, или где-нибудь в укромном месте». А он отвечал им: «Как я скажу: братья, двинемся все до одного, а сам начну скрывать свое лицо и прятаться сзади? Не могу я так, но хочу как словом, так и делом прежде всех и перед всеми голову свою положить за свою братию и за всех христиан, чтобы и прочие, видя это, с готовностью проявляли смелость». Как он сказал, так и сделал: бился с татарами, став тогда, впереди всех; справа и слева от него дружину его били, самого его обступили вокруг, как обильная вода по обе стороны; много ударов ударилось по голове его, и по плечам, и по животу, но от всех этих ударов Бог защитил его в день битвы <...> и таким образом среди многих воинов он сохранен был невредимым. «Не на лук мой надеюсь, и оружие мое не спасет меня, - как сказал пророк Давид, - Всевышнего сделал ты прибежищем твоим, не придет к тебе зло, и рана не приблизится к телу твоему, так как ангелам своим велит Он о тебе - сохранить тебя на всех путях твоих, и ты не испугаешься стрелы, летящей днем». Это произошло из-за наших грехов: вооружаются иноплеменники на нас для того, чтобы мы отступили от своих неправд, братоненавидения, сребролюбия, неправедного суда и насилия; но милосерд Бог человеколюбец, не до конца прогневается на нас, не на веки враждует. <...> Князь Дмитрий с братом своим Владимиром и с князьями русскими, воеводами, и прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на месте стана поганых, на костях татарских, утерев пот свой и отдохнув от труда своего, великое благодарение принес Богу, давшему ему такую победу над погаными. <...> И многие князья русские и воеводы хвалебными похвалами прославили Матерь Божию Богородицу. И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, твердо боролась, мужественно проявляла храбрость и дерзнула по Боге встать за веру христианскую. И возвратился он оттуда в богохранимый град Москву, в свою отчину, с победой великой... И многие воины его возрадовались, так как получили добычу большую, пригнали ведь с собою много стад коней, и верблюдов, и волов без числа и захватили вооружение, одежду и имущество. Сообщили князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свою силу, а сам на реке разломал мост, а кто поехал с Донского побоища домой через его вотчину, Рязанскую землю, бояре или слуги, тех велел он задерживать, грабить и отпускать нагими. Князь Дмитрий за это хотел на Олега войско послать. Но вот неожиданно приехали к нему бояре рязанские и сообщили, что Олег бросил свою землю, а сам побежал с княгиней, с детьми и боярами, и очень умоляли они, чтобы он не посылал на них войска, а сами .изъявили ему покорность и заключили с ним условия. Князь послушался их, принял их просьбу, войска на них не посылал, а на рязанское княжение посадил своих наместников. Тогда же Мамай с немногими убежал и прибежал в свою землю с небольшой дружиной, видя себя побитым и бежавшим, посрамленным и поруганным. И снова гневался он, приходя в большую ярость, волновался, собрал оставшуюся свою силу и захотел еще сделать набег на Русь. Когда он так задумал, пришла к нему весть, что идет на него царь некий с востока Тохтамыш из Синей Орды20. Мамай, который уже приготовил войско на нас, с этим войском готовым пошел против него, и встретились они на Калках21, и был у них бой, и царь Тохтамыш победил Мамая и прогнал его. <...> 20 ...Тохтамыш из Синей Орды. - Русские источники Синей Ордой называли Ак-Орду, занимавшую обширные степи в Казахстане и Западной Сибири. Тохтамыш был одним из ордынских царевичей.
Таков был конец Мамая. А сам Тохтамыш, двинувшись, взял орду Мамаеву, и царицу его, и казну его, и улус весь взял, и богатство Мамаево разделил дружине своей. И тут же послов своих отпустил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, сообщая им о своем приходе, о том, как воцарился и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам, двинувшись, сел на царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили в Орду с почетом и дарами многими...
|
|
|